Совершенно секретный план времен холодной войны: не пустить советы к ближневосточной нефти — «экономика»
Опасаясь российского вторжения, Соединенные Штаты и Британия были готовы разрушить нефтедобывающую промышленность этого региона — и даже задумывались о применении ядерного оружия.
Прохладным летним днем в 1951 году американский сотрудник ЦРУ рассказал в Лондоне троим британским руководителям нефтяных компаний о совершенно секретном плане правительства США. Его цель состояла в разрушении нефтедобывающей отрасли на Ближнем Востоке, если в этот регион вторгнется Советский Союз.
Нефтяные скважины планировалось закупорить, оборудование и запасы топлива уничтожить, нефтеперерабатывающие заводы и трубопроводы вывести из строя. То есть, сделать все, чтобы СССР не наложил свою лапу на ценные нефтяные ресурсы.
В ЦРУ этот план назвали «политикой воспрещения доступа».
Такой план был неосуществим без содействия британских и американских компаний, которые контролировали нефтяную промышленность на Ближнем Востоке. Именно поэтому сотрудник ЦРУ Джордж Прассинг (George Prussing) оказался в тот день в Лондоне в Министерстве топлива и энергетики.
Выступая перед британскими представителями компаний Iraq Petroleum, Kuwait Oil и Bahrain Oil, Прассинг рассказал, как их добывающие и производственные мощности в этих странах должны по сути дела превратиться в военизированные формирования, хорошо подготовленные и готовые осуществить план ЦРУ в случае советского вторжения. Он попросил их о помощи, и они дали согласие на сотрудничество.
Он также подчеркнул необходимость соблюдения мер безопасности, в том числе, неразглашения этого плана ближневосточным странам, на которые он распространялся. «Безопасность сегодня важнее, чем успех любой операции», — заявил Прассинг.
Политика воспрещения ЦРУ — это только фрагмент из истории холодной войны, которая начала, наконец, выдавать свои тайны. В 1996 году достоянием гласности стало краткое описание данного плана — после того, как президентская библиотека имени Трумэна рассекретила его.
Такое нарушение секретности в Национальных архивах посчитали самым серьезным за всю историю. А с годами появились некоторые дополнительные детали.
Но недавно в Национальных архивах Британии были обнаружены кипы документов, которые вкупе с рассекреченными на сегодня важными американскими бумагами создают более полную разоблачительную картину. Эта история публикуется впервые.
Оказывается, политика воспрещения доступа, которую считали отмененной во время президентства Эйзенхауэра, существовала гораздо дольше, перейдя по наследству администрации Кеннеди. А обнаруженные недавно британские документы показывают, что Соединенное Королевство было готово применить ядерное оружие, лишь бы не дать Советскому Союзу доступ к ближневосточной нефти.
Документы также показывают, что ЦРУ в этом деле играло намного более существенную роль, чем считалось прежде. Всегда было известно, что к данной работе причастны Госдепартамент и Совет национальной безопасности, однако именно Центральное разведывательное управление стало движущей силой этого плана, нацеливая американские и британские компании на проведение политики воспрещения, разрабатывая схемы действий, предоставляя взрывчатку и шпионя в процессе этой деятельности за некоторыми компаниями в целях общего надзора.
История этого совершенно секретного заговора американского правительства является гремучей смесью с задействованием арабского национализма, крупных нефтяных компаний США и ЦРУ. Он осуществлялся на самом богатом нефтью куске земли на нашей планете.
В своей основе это рассказ о том, как возрастала значимость ближневосточной нефти, и как Запад с самого начала пытался ее контролировать. Спустя десятилетия такое стремление по-прежнему заставляет США вмешиваться в дела этого взрывоопасного региона, а поэтому стоит вспомнить ту рискованную схему, которая стала предзнаменованием всего этого.
***
Политика нефтяного воспрещения была задумана в 1948 году во время блокады Берлина, когда Советский Союз пытался лишить Запад доступа к этому немецкому городу. Блокада вызвала опасения по поводу того, что в ходе дальнейшей коммунистической агрессии будут захвачены Иран и Ирак с выходом Советов к Персидскому заливу.
Администрацию Трумэна тревожило то, что американские войска и их союзники не сумеют остановить такое вторжение. Но контролировавшие ближневосточную нефть американские и британские компании решили, что подручные средства и меры способны остановить продвижение Советов, не дав им утолить свой топливный голод.
План Совета национальной безопасности, получивший официальное название NSC 26/2 (и утвержденный в 1949 год президентом Гарри Трумэном), предусматривал, что эти американские и британские компании уничтожат ближневосточные нефтяные ресурсы и объекты с началом советского наступления. Согласно документам NSC 26/2 по планированию, Госдепартамент должен был осуществлять общий надзор, а ЦРУ заниматься оперативными деталями для каждой страны.
Исходя из требований документов Совета национальной безопасности, ЦРУ немедленно обратилось за советом о реализации тайного плана воспрещения в Саудовской Аравии к вице-президенту Aramco по межгосударственным отношениям Терри Дьюсу (Terry Duce). Aramco владела правами на добычу нефти в Саудовской Аравии и поддерживала деловые отношения с правительством этой страны.
Дьюс, которому нравилось носить черный берет и играть в эту шпионскую игру, во время Второй мировой войны работал в нефтяном управлении федерального правительства, и был хорошо известен в Вашингтоне. Частым гостем в его доме был
© AP Photo, Jacob HarrisГоссекретарь США Джон Фостер Даллес (справа) приветствует своего брата директора ЦРУ Аллена Даллеса в аэропорту Нью-Йорка
(Allen Dulles), который позже стал директором ЦРУ.
Aramco, которой в то время совместно владели компании Exxon Corp., Mobil Inc., Chevron Corp. и Texaco Inc., активно принялась за дело, давая ЦРУ важные советы, в том числе, как заглушать нефтяные скважины и выводить из строя нефтеперерабатывающие предприятия. Действуя через Дьюса, Aramco выделила своих сотрудников для исполнения данного плана, и даже рассматривала вопрос о призыве их на военную службу в случае его осуществления. (Aramco и американские руководители надеялись, что статус военного защитит работников от казни за диверсии в случае их пленения.)
Между тем, как свидетельствуют документы британского МИД, правительство Британии было уведомлено о NSC 26/2 и поддержало эти меры, согласившись разработать планы воспрещения для своих собственных нефтяных компаний в Иране и Ираке. Британский подход отличался с самого начала.
Если ЦРУ в своей стратегии в Саудовской Аравии целиком полагалось на работников Aramco и ни в коей мере не на американских военных, то британский план предусматривал использование воздушно-десантных войск для защиты и оказания помощи сотням работников нефтяных компаний, привлеченных к уничтожению буровых и оборудования.
Казалось, амбициозный план ЦРУ идет как по маслу. Но вскоре многообещающее начало сменилось трудностями.
Оказалось, что британские нефтяные компании гораздо неохотнее сотрудничают с ЦРУ, чем их правительство. В конце 1950 года сэр Томас Фрейзер (Thomas Fraser), возглавлявший сокровище увядавшей Британской империи компанию Anglo-Iranian Oil Co., впервые узнал о том, что его фирма должна выделить сотни работников для осуществления схемы воспрещения доступа.
Он испугался экономического шантажа и даже изгнания из Ирана, если правительство этой страны узнает об участии его компании — и, как сообщается в британских документах, в конце 1950 года исключил ее из этого плана.
Заместитель госсекретаря Джордж Макги (George McGhee) пришел в ярость. В феврале 1951 года он вызвал британского представителя в Госдеп и сказал, что его правительство должно решиться — независимо от того, что по этому поводу думает Anglo-Iranian Oil (позже переименованная в British Petroleum). «Это просто непростительно, что план нефтяного воспрещения не может быть разработан до последней детали», — заявил Макги, согласно британской стенограмме этой встречи.
Спустя несколько недель британцы предложили черновой вариант плана воспрещения по Ирану, который предусматривал использование военных, и в котором предлагался аналогичный подход к Ираку. Согласно британским документам о переписке с Госдепартаментом, это предложение ошеломило американских официальных лиц, которые считали, что план воспрещения потерпит неудачу без тех знаний, рекомендаций и людей, которых должны были предоставить нефтяные компании.
Но американцы не знали, что на самом деле британцы были готовы обратиться к своим нефтяным компаниям за содействием, а нефтяные компании были готовы его оказать. Лондон просто не хотел, чтобы об этом знали Соединенные Штаты, поскольку опасался, что информированность США поставит под угрозу секретность плана. «Мы просто обязаны не дать им знать о том, насколько британские компании готовы к сотрудничеству», — сказал спустя несколько недель после встречи с Макги Д. П. Рейли (D.
P. Reilly) из Министерства иностранных дел.
***
Когда 1 мая 1951 года сотрудник ЦРУ Джордж Прассинг, выполнявший задачу по налаживанию совместной работы с ближневосточными нефтяными компаниями в рамках осуществления плана воспрещения, прибыл в Госдепартамент, он надеялся убедить приехавших на встречу с ним дипломатических и военных представителей Британии, что при реализации своей стратегии им понадобиться помощь ЦРУ. Прассинг впервые во всех подробностях рассказал им о плане Aramco, в разработке которого он участвовал, надеясь, что он станет образцом для остального региона.
Как сообщается в британских заметках о брифинге Прассинга, план воспрещения
Экономика ИГИЛ
The Marker29.10.2015Нефтяная геополитика в Ираке
Slate.fr19.08.2014Почему цены на нефть не реагируют на хаос в Ираке
Le Monde08.07.2014
Вебер также сомневался в пользе выборочных подрывов нефтяных объектов, поскольку Советы в случае вынужденного отступления наверняка постарались бы разрушить их полностью. Между тем, активная подготовка нефтяных компаний к таким выборочным подрывам увеличивала шансы на утечку информации. «Я думаю, совет должен очень внимательно подумать о целесообразности такой программы», — сообщил Вебер в докладной записке на имя советника по национальной безопасности Катлера.
От политики воспрещения не отказались, но благодаря усилиям Вебера начались изменения, и спустя несколько месяцев Эйзенхауэр утвердил новую программу ей на замену. Она получила наименование NSC 5714.
Уничтожение нефтяных объектов в случае советского вторжения в этом плане оставили в качестве крайней меры, но только в рамках «прямых военных действий», без участия работников под руководством ЦРУ. Сотрудничество ЦРУ с нефтяными компаниями было остановлено. «Тайные действия по воспрещению доступа с участием гражданских организаций стали неосуществимы», — отметил в своей служебной записке сотрудник Госдепартамента Уильям Раунтри (William Rountree).
Появилась новая концепция, в которой преимущественное значение придавалось защите нефтяных объектов перед лицом новых угроз в дополнение к советскому вторжению, таких как диверсии и региональные войны. В этом деле странам Ближнего Востока предполагалось отвести беспрецедентную роль.
Нефтяные компании и правительства этих стран должны были совместными усилиями укреплять безопасность, в том числе, обеспечить меры защиты нефтяных объектов от нападения. Местные правительства предполагалось привлечь к совместным действиям по заглушке скважин при возникновении угрозы, чтобы позднее Запад мог снова использовать эту нефть.
«Таким образом, произошла эволюция этой политики», — сказал Вебер.
Эти сдвиги не положили конец американо-британским планам в отношении ближневосточной нефти. В 1958 году США выдвинули более масштабную инициативу (никак не связанную с NSC 5714), которая предусматривала применение военной силы против арабских националистов в качестве последнего средства, чтобы сохранить поставки нефти по разумным ценам.
В 1957 году британцы, посчитав советское вторжение маловероятным, пересмотрели свои планы и включили в них варианты с применением армии для защиты нефтяных объектов в Кувейте, Бахрейне и Катаре при возникновении угрозы «египетской подрывной деятельности».
Неясно, как в новую концепцию ближневосточной безопасности вписывалась программа NSC 5714. Она была реализована, но немногочисленные рассекреченные документы мало что могут рассказать нам о ее судьбе.
Мы не знаем, согласились ли какие-то местные правительства на сотрудничество в рамках этой программы. В 1963 году администрация Кеннеди задала Госдепартаменту вопрос о перспективах NSC 5714: отменить эту программу, заменить ее чем-то другим или оставить в силе в качестве американской политики.
Это последний документ об американских и британских планах воспрещения, который мне удалось отыскать. Ответа в архивах нет, и чем закончилась эта программа, непонятно.
Работавшие на местах не заметили изменений, внесенных NSC 5714. Отто получил указание уничтожить 10 тонн взрывчатки, хранившейся на складах Aramco.
От этого взрыва задребезжали стекла на удалении нескольких километров. А в конце 1950-х его направили в компанию Tapline, чтобы собрать всю взрывчатку, хранившуюся под кроватями диспетчеров.
Чандлер, ставший к тому времени главой Tapline, облегченно вздохнул, увидев, как взрывчатку увозят. Саудовцы считали себя владельцами нефтепровода и пришли бы в ярость, узнав про план воспрещения доступа.
Так зачем же вообще было рисковать? Чандлер позднее вспоминал, что после Второй мировой войны был силен патриотизм, а поэтому люди проявляли полную готовность помочь США в борьбе с коммунизмом.
«У нас была хорошая команда, никто не жаловался, и это было поразительно, — сказал он. — Мы просто посчитали, что это необходимо сделать, и все согласились».
Стив Эверли в прошлом работал репортером Kansas City Star.