Состав, значение, проблемы и перспективы развития машиностроения в россии

Машиностроительный комплекс — совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины.

В настоящее время машиностроение производит менее 1/5 части промышленной продукции России.

Продукция машиностроительного комплекса используется практически во всех отраслях народного хозяйства, обеспечивает её обороноспособность, определяет развитие НТР и в значительной мере экономическое развитие страны.

В состав машиностроения входят более 100 самостоятельных отраслей, которые объединяют в шесть групп:

  1. Транспортное машиностроение, включающее в себя автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, судостроение и авиационную промышленность;
  2. Тяжёлое и энергетическое машиностроение, производящее оборудование для других отраслей промышленности (добывающей, металлургической, химической и энергетики);
  3. Станкостроение и инструментальная промышленность производит оборудование, главным образом потребляемое самим машиностроением;
  4. Электротехническая промышленность и электроника;
  5. Сельскохозяйственное машиностроение, состоящее из тракторостроения, комбайностроения и производства другой сельскохозяйственной техники;
  6. Ремонт.

Другой классификацией машиностроительного комплекса является градация по его ориентации:

  1. Металлоёмкое машиностроение (тяжёлое машиностроение), тяготеющее к металлургическим базам и ресурсодобывающим регионам;
  2. Трудоёмкое машиностроение (электротехническая, инструментальная, часовая промышленность, приборостроение), характерное для регионов, обеспеченных трудовыми ресурсами;
  3. Наукоёмкое машиностроение (электроника, авиакосмическая и оборонная промышленность), сконцентрированное в крупнейших научных центрах страны.

Машиностроение России находится в тяжёлом положении. Доля машиностроения в общем объёме промышленной продукции по сравнению с 1990 годом снизилась вдвое и в настоящее время составляет около 15%.

Наиболее серьёзный удар был нанесён по оборонной, авиакосмической промышленности, тяжёлому машиностроению, станкостроению, электротехнической промышленности и электронике, тракторостроению и сельскохозяйственному машиностроению, где объём производства упал от 5 до 20 раз, а по отдельным видам продукции даже в 50-100 раз. В то же время российское машиностроение (особенно военное) обладает огромным потенциалом.

Главными производителями машиностроительной продукции в России являются Центральная Россия (43%), Поволжье (32%) и Урал (13%).

Проблемы и перспективы развития машиностроения России:

  1. 95% продукции машиностроения производится в европейской части страны;
  2. Высокая доля металлоёмких видов машиностроения;
  3. Высокая степень милитаризированности машиностроения (около 40% машиностроительных предприятий связано с военно-промышленным комплексом);
  4. Проблема конверсии машиностроительных предприятий, связанных с ВПК (их перевод на выпуск гражданской продукции);
  5. Низкое качество гражданской продукции и её неконкурентоспособность на мировом рынке.

Вебинар: Машиностроение в России сегодня: проблемы, тенденции, перспективы


Также можно почитать…

Читайте также: