Скульптуры микеланджело «пьета» (описание)
Итальянское искусство Возрождения не раз обращалось к сюжету оплакивания Христа. Среди произведений скульптуры особо следует выделить «Пьету» Микеланджело, принёсшую двадцатитрехлетнему художнику известность и славу.
Тысячи паломников и римских жителей в течение дня толпились около этой статуи в соборе. Во всём Риме только и было разговоров что об этом произведении и о его великом Творце.
Действительно, трудно было поверить, что бездушному твёрдому камню можно было придать такую безукоризненность форм. Хвалебным речам и новым заказам не было конца.
Один из кардиналов заказал у скульптора сразу пятнадцать статуй для Сиенского собора!
Всё было ново и необычно в этом произведении Микеланджело. В изображении Марии художник не пошёл по пути, указанному предшественниками. Он изобразил Богоматерь не измученной страданиями, сохранил в камне прелесть её неувядаемой юности и красоты.
И от этого нисколько не уменьшилось чувство материнской скорби над телом убитого сына. Напротив, это усилило трагический смысл произведения.
День и ночь работал Микеланджело над своим творением, не замечая физической усталости, смены дня и ночи. И вот из бесформенной каменной глыбы появилась прекрасная, трогательно юная женщина. Она сидит на камне, а на её коленях покоится безжизненное тело умершего Иисуса.
В невыразимой печали склонилась Мария к сыну, лицо которого искажено муками. Он завершил свой путь на этой земле… Её глаза прикрыты, потуплен взор. Она молчит…
Нет больше слов для выражения материнской скорби и отчаяния.
Художник впервые тщательно полирует камень: до ноготка, до локонов волос. Светотень помогает в большей степени выделить приоткрытые веки на лицах.
Складки одежды Марии — своеобразный постамент для мёртвого тела Христа. Каждая деталь говорит о противоречиях жизни и смерти, о гармонии и покое, о трагедии, которая тоже может быть возвышенной.
Исследователь творчества Микеланджело Д. Вазари сообщал, что гипсовые слепки тела Иисуса были разосланы для образца в различные школы и академии ваяния. Так велико было совершенство выполнения мельчайших деталей.
И всё же в то время мало кто знал Микеланджело в Риме. Ночью он вернулся в собор Святого Петра, где стояла скульптура, и в первый и последний раз вырезал своё имя на ленте хитона Марии. Теперь достаточно было увидеть это произведение, чтобы воскликнуть: «Это ваял Микеланджело!»
Резцу великого скульптора принадлежат ещё две «Пьеты», созданные в последние годы жизни. В работе над «Пьетой» для собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции и над «Пьетой Ронданини» он будет искать утешение для своей души.