Самооценка личности
Уровень достижений личности — это сложность заданий (жизненная «планка»), которые ставит перед собой личность.
Он определяется: целью, осуществления которой хочет человек (лёгкая, такая, что отвечает возможностям личности, высокая); духовными потребностями и социальными запросами; тем, какие успехи (или неудачи) предвидит человек на пути к цели; оценкой прошлых успехов. Особенно тесно связан уровень достижений с самооценкой.
Самооценка личности — это оценивание личностью себя, своих возможностей, качеств и своего места среди других людей.
Самооценка всегда имеет эмоциональный компонент для каждого человека. С эмоциями связаны, например, такие формы самооценки, как самолюбие, самовосхваление, скромность, самоунижение, чувство собственного достоинства, напыщенность и т. п. Эмоциями проявляется отношение человека к себе и окружающим.
С волевыми качествами человека связаны такие компоненты самооценки, как сдержанность, самообладание, самоконтроль, самодисциплина, инициативность.
Самооценка охватывает: мнение о себе (я — добрый; я — мужественный; я — трус; я — лентяй; я уверен в своих силах); отношение к своим реальным возможностям (математика — важная наука, но я не имею математических способностей; меня очень интересует биология); оценку своей активности и работоспособности (имею большое желание учиться и поэтому старательно выполняю домашние задания, работаю на уроках); оценку своих волевых качеств (имею большую настойчивость и выдержку); оценку своих деловых качеств, умение ставить перед собой цель и достигать её, видеть свои перспективы (умею сосредоточиваться на работе, начав дело, всегда успешно его заканчиваю). Безусловно, каждая самооценка является личностной, или субъективной, но у образованного, воспитанного человека она приближается к объективной, то есть такой, как её определяют другие люди, о чём свидетельствуют действия и поступки этой личности.
Объективную самооценку ещё называют соответствующей (или адекватной, с латин. ровный, соответствующий, тождественный).