Рудиментарные, аналогичные и гомологичные органы высших растений

Тело высших растений расчленено на органы. Различают органы вегетативные, служащие для поддержания вегетативной жизни растения (корень, стебель, лист), и органы генеративные, служащие для обеспечения жизни вида, — органы размножения.

У высших цветковых растений это будет цветок.

Следует подчеркнуть, что принципиальной разницы между ними нет. Вегетативные органы могут стать генеративными, и наоборот.

Генеративные органы развиваются из вегетативных в известное время и при определенных условиях жизни растения.

Большое разнообразие органов тела растения может быть сведено только к основным (корень, стебель, лист). Объяснение наблюдаемого разнообразия дает теория метаморфоза, т. е. их превращения.

Первоначально учение о метаморфозе имело характер отвлеченный, метафизический. Только со времен Чарлза Дарвина оно стало одним из элементов эволюционного учения, помогая осмысливать действительные превращения органа с одной функцией в орган с другой функцией.

С накоплением фактических данных стало возможным установление законов развития растительных форм от низших к высшим. Это стало возможным, с одной стороны, благодаря изучению истории индивидуального развития (онтогенеза) огромного числа представителей всех разнообразных групп растений и, с другой — благодаря изучению ископаемых форм.

Изучение последних помогло отбросить различные умозрительные гипотезы, не подтвержденные летописью растительного мира, а также обнаружить много неожиданных форм, о существовании которых никто не подозревал.

Изучение индивидуального развития растений (онтогенеза) показало, что нередки случаи, когда в результате естественного отбора полезными для дальнейшего существования оказались изменения органов не в сторону усложнения, а в сторону упрощения. Более сложные образования изменились в более простые, редуцированные, например листья-колючки у барбариса, листья-чешуи у паразитов и сапрофитных растений, вследствие чего они с меньшей затратой материала могли осуществлять полезную для растения функцию, или даже в рудиментарные, задержанные в своем развитии в ранней эмбриональной фазе (рис.

8).

Аналогичные органы в ЕГЭ по биологии


Также можно почитать…

Читайте также: