Природная и специальная одаренность
Природная одаренность, или задатки, — это предпосылка способностей, основание для их развития.
Врождённые задатки есть у каждого человека, но их развитие зависит от условий воспитания, учёбы и труда. Например, все люди имеют врождённые задатки к овладению языком, но один человек становится писателем, другой — легко может выучить несколько иностранных языков, а третий — едва владеет родным языком.
Чтобы задатки стали способностями, их нужно развивать учёбой и трудом. Одарённость имеет наследственный характер. Однако для реализации наследственных особенностей нужны определённые условия и обстоятельства.
Детей, которые с раннего возраста проявляют природную одарённость, называют вундеркиндами. Однако без индивидуального подхода к ним и специальных методов учёбы такие дети могут постепенно потерять свою одарённость, интерес к учёбе, стать очень несчастными, нереализованными людьми.
Специальная одаренность может быть художественной, интеллектуальной и физической.
К художественной одарённости принадлежат способности к рисованию, музыке, поэтическому, актерскому искусству. Эти виды одарённости больше связаны с чувственным, образным восприятием мира, воображением.
Одарённость к рисованию связана с ощущением пропорций, света, цвета, образной и цветовой памятью, особенными качествами двигательного анализатора, что создаёт возможность тонких движений. Музыкальная одарённость связана с тонким слухом, ощущением ритма, музыкальной памятью.
Интеллектуальная одарённость создает условия для развития научных и конструкторских способностей. Она связана с абстрактно-логическим мышлением, способностью к поиску глубинных связей между предметами и явлениями, умением проводить анализ, синтез, обобщение, делать выводы и др.