Приобретенное поведение животных
Для выживания животного врожденных программ поведения недостаточно, ведь в них не могут быть «запланированы» реакции на возможные изменения в окружающей среде. Поэтому для приспособления к ней важным является приобретенное поведение, основанное на собственном опыте животного, научении, запоминании.
Как формируется такое поведение?
Вспомним о домашнем коте, бегущем на стук двери холодильника. Этот звук сам по себе не имеет никакого значения в жизни кота, но он всегда предшествует кормлению.
Поэтому для животного стук двери стал сигналом, означающим — еда вот-вот появится! Связь между одним раздражителем (звуком) и другим (едой) закрепилась у кота: звук стал тем стимулом, на который и реагирует животное.
Реакцию на сигнальный стимул, сформировавшуюся в собственном опыте животного, называют условным рефлексом. Условные рефлексы формируются у большинства многоклеточных животных.
Важным процессом научения, в котором животные овладевают новыми формами поведения, является игра (рис. 8.4).
Играя с родителями и друг с другом, котята, лисята, львята учатся разнообразным хитростям охоты: выдержке в ожидании добычи, точности прыжка и т. д. Прекрасными подражателями являются обезьяны. Наблюдая за людьми, они быстро учатся использовать различные орудия (рис.
8.5).
Новые действия формируются у животных и в ходе научения методом проб и ошибок. Кот, пытаясь открыть двери, и толкал, и, подпрыгивая, царапал их, но все зря. Но вот кот случайно зацепил лапой дверную ручку. Она повернулась, и двери открылись.
Благодаря этой удачной попытке кот научился открывать все двери в доме, цепляясь в прыжке за их ручку.