Поведение птиц
Приведем несколько примеров пищевого поведения. Колибри, быстро работая крыльями, зависает перед цветком и с помощью длинного клюва пьет из него нектар (рис.
45.4). Африканский стервятник берет в клюв камень и бросает его в страусиное яйцо.
Так он разбивает скорлупу любимого лакомства. Серая ворона открывает двустворчатых моллюсков, бросая их на камни, а орехи — даже под колеса автомобилей. В этих действиях птиц есть и врожденный компонент, и элементы поведения, сформированного в результате научения.
Врожденные программы руководят миграциями, брачными ритуалами, строительством гнезд, насиживанием кладки, заботой о потомстве.
От чего зависит реализация врожденной программы поведения? Чтобы ответить на этот вопрос, выдающийся австрийский биолог К. Лоренц исследовал поведение птиц на начальных этапах их самостоятельной жизни. Вы, наверно, видели, как гусята следуют за мамой-гусыней.
Она — первый движущийся объект, который видят малыши, оставившие яйцо. Лоренц обнаружил: если таким объектом станет не родная мама, а человек или птица другого вида, гусята ведут себя точно так же. Они будут следовать за человеком (рис.
45.5) или за индейкой, не обращая внимания на родную мать. Птенцы бегут к такому объекту в случае опасности, по мере своих возможностей копируют его действия.
Достигнув брачного возраста, такие птицы начинают искать партнеров не среди особей своего вида, а среди тех. кто похож на мнимую «мать». Птицы запечатлевают образ первого движущегося объекта, увиденного после выхода из яйца, и его поведение становится для них образцом для подражания.
Лоренц назвал это явление импринтингом. В естественных условиях таким объектом является мать или отец, поэтому птицы и воспроизводят поведение, свойственное их виду.
Следовательно, реализация врожденного поведения у птиц зависит от опыта, полученного птенцом в первые минуты жизни.