Основные идеи мартина лютера
В разделенной на десятки мелких государств Германии не существовало крепкой королевской власти, способной защитить ее от церковников. Из разъединенной Германии в папские сундуки регулярно перетекали огромные суммы денег.
Страну буквально наводнили папские продавцы индульгенций. Человеком, из уст которого прозвучал призыв прекратить циничную торговлю, стал Мартин Лютер (1483-1546).
Мартин Лютер родился в Саксонии в семье горного мастера. В 18 лет способный юноша потупил в Эрфуртский университет — знаменитый центр гуманистического образования.
Отец хотел видеть сына юристом, но Лютер избрал себе другую судьбу. Глубокая вера привела его в стены августинского монастыря.
Став монахом, Лютер вел очень аскетическую жизнь. Однажды даже пришлось сломать двери кельи, за которыми истощенного чрезмерными молитвами молодого монаха обнаружили на полу без сознания.
Однако вскоре пришло разочарование в монашестве. Осуществив путешествие в Рим, Лютер был поражен вопиющим богатством католической церкви.
Он много времени уделял размышлениям на тему служения Господу, увлекался трудами выдающегося средневекового философа Аврелия Августина. Лютер оставил монастырь и начал преподавать теологию в Виттенбергском университете.
Один из его знакомых предрекал Лютеру необычное будущее: «Он в Церковь внесет большие преобразования».
31 октября 1517 г. Лютер прибил к дверям замковой церкви в Виттенберге «95 тезисов против индульгенций». Это были 95 возражений молодого профессора против права пап прощать грешников, купивших отпущение грехов.
В считанные дни он стал известен всей Германии. Вокруг Лютера сплотились единомышленники.
От критики индульгенций они перешли к осуждению папства и католической церкви в целом.
Над Лютером нависла угроза обвинения в ереси, однако он непреклонно стоял на своем. В 1520 г. Папа издал буллу об отлучении бунтовщика от церкви.
Лютер прилюдно сжег ее во дворе университета. Это означало окончательный разрыв с Римом.
Его популярность на родине была невероятной.
Папский посол сообщал в Рим: «Девять десятых в Германии кричат “Лютер”, а одна десятая по крайней мере — “Смерть римскому двору!”».
Главная идея Лютера заключалась в том, что человек спасается лишь верой в Бога. По убеждению Лютера, верующие всегда прямо связаны с Христом, необходимости в посредничестве священника не существует. Каждый христианин имеет право сам свободно предстать перед Богом.
Католический клир предлагалось упразднить, богатства церкви секуляризовать, монастыри закрыть, а монашеские ордена распустить. Однако это вовсе не означало уничтожения церкви.
Она лишь должна была стать совсем другой, намного более простой. Священники могли жениться, носить обычную одежду, подчиняться общим для всех законам.
Лютеранская церковь освобождалась от икон и скульптурных изображений Христа и Богоматери, их почитание Лютер объявил идолопоклонством, которое лишь отвлекает от подлинной веры. Он предложил из семи таинств оставить только два, описание которых содержится в Библии, — крещение и причастие, а все прочие считал более поздними выдумками церкви.
Лютер также провозгласил Библию единственным авторитетом для христиан как в церковной, так и в повседневной жизни. По его мнению, каждый верующий должен был регулярно ее читать и размышлять над ней.
Чтобы сделать Библию доступной каждому, Лютер перевел ее на немецкий язык. Пышное, но малопонятное обычным прихожанам богослужение на латыни он предложил заменить проповедью на родном языке.
Труды Лютера, написанные по-немецки, печатались большими тиражами и молниеносно расходились по всей стране.
Протесты в адрес Папы все громче звучали по всей Германии. Ревностный католик император Карл V решил вмешаться в дело.
В 1521 г. он вызвал Лютера в рейхстаг в город Вормс. Там «еретику» предложили отречься от своих взглядов, но Лютер отказался это сделать.
Он не желал идти против собственной совести, а свою непоколебимость выразил во фразе: «На том стою и не могу иначе».
Император, поддерживая Папу, настоял на принятии решения о преследовании поборников новой ереси. Реформация уже обрела множество сторонников. К ней присоединились все слои немецкого населения — дворянство, бюргерство, крестьянство.
По стране прокатилась волна городских восстаний, в ходе которых громили церкви и монастыри, уничтожали иконы и статуи, нападали на монахов и священников. Начав с реформы церкви, городская беднота и крестьянство надеялись обновить мир и установить в нем справедливость.