Охота на ведьм
Научный переворот совпал с разгаром «охоты на ведьм», когда невиданные волны жестоких преследований захлестнули Европу.
Вера в «темные силы» существовала издавна. Частые эпидемии, продолжительные войны и голодные годы изматывали людей. Это порождало страхи и желания наказать виновных.
Врага находили в образе ведьмы. По поверью, колдовскими знаниями, или ведьмовством, были наделены те, кто вступил в союз с дьяволом.
Получив от него чрезмерное могущество, такие люди якобы умели сверхъестественным образом влиять на окружающий мир, других людей, животных. Ведьмами называли также тех, кто знал целебные свойства лекарственных растений и умел лечить травами.
В колдовстве обвиняли преимущественно женщин. Ведь в христианском мире, где главенствовали мужчины, женщины считались существами более низкими и слабыми.
Этого, согласно представлениям того времени, было достаточно, чтобы стать добычей дьявола. Для привлечения к суду не требовалось доказательств, хватало просто жалобы соседей. Болезнь или смерть, неурожай, пропажа молока у коровы, даже красота — все могло вызвать оговор.
Когда же жертва попадала в руки судей, те легко сбивали с толку перепуганную до смерти женщину и вытягивали из нее признание в злодеяниях. Со временем в число обвиняемых начали попадать и мужчины.
С XVI в. главным способом «обработки» подсудимых на процессах стали пытки, ранее запрещенные.
«Охота на ведьм» была прибыльным делом. Доносчик получал часть имущества своей жертвы, а судьи и палачи — высокую плату.
С середины XVI — до средины XVII вв. в Европе состоялось свыше 50 тысяч ведовских процессов. С одинаковым усердием их проводили и католики, и протестанты.
Только единицы отваживались противостоять общему безумству. Когда погасли костры, на которых сжигали обвиненных в ведовстве, мрачная тень легла на когда-то процветающие края.
Целые семьи были уничтожены или покинули родной очаг, их хозяйство пришло в упадок. «Охота на ведьм» — это массовое убийство невиновных, одна из самых драматических страниц человеческой истории.
XVI в. Из ««Истории города Трира» священника Йохана Лидена. Все так поверили, что продолжительные неурожаи вызваны ведьмами… что вся страна поднялась, дабы уничтожить их.
Это движение поддержали многие церковные деятели, искавшие богатства в пепле сожженных ведьм. …По городам и деревням… стремительно передвигались специальные обвинители, инквизиторы, судьи и прочие, привлекая к суду и подвергая пыткам особ обоего пола, сжигая их в огромном количестве. Мало кому из обвиненных удалось избежать наказания.
Даже представителей трирской власти не миновала подобная участь. Были сожжены судья, два бургомистра, несколько ратманов и помощников судей.
В этой катастрофе погибло немало священников… Безумство человеческой злобы и судей, жаждущих крови и добычи, зашло настолько далеко, что едва ли остался кто-нибудь, кого не коснулось подозрение в этом преступлении…
Было много оснований сомневаться, все ли осужденные виновны…