Обучение в средневековом университете

Занятия во всех университетах Европы велись на латинском языке. На латыни были написаны книги, и только на латыни разрешалось разговаривать в университете.

Основным видом занятий были лекции, во время которых преподаватель читал студентам книги и пояснял непонятные места.

Студенты следили за объяснением преподавателя по книгам, лежавшим перед ними. Книги были рукописными.

Часто одна книга приходилась на 4—5 человек. Нередко студенты сами переписывали их для себя.

Изучение науки означало тогда заучивание наизусть выдержек (цитат) из определенных книг. Так, «артисты» читали Аристотеля, а медики — труды Гиппократа и Галена.

Такой метод изучения наук получил название схоластики. В ней очень малую роль играл опыт и очень большую — авторитет знаменитых ученых.

Ее главной целью было не установление истины, а поиск в трудах авторитетных ученых цитат, подтверждающих правильность той или иной идеи.

Чтобы научить студентов логически мыслить и отстаивать свою точку зрения, в дополнение к лекциям устраивались диспуты. Во время диспута один человек брался отстаивать то или иное положение (тезис), а другой должен был его опровергнуть.

Темы для диспутов могли быть самыми разными, например: «Сколько чертей и ангелов может поместиться на кончике иглы?». Свои доказательства противники сопровождали множеством цитат из книг.

Победителем считался тот, кто мог опровергнуть тезисы соперника более убедительными доводами. Диспуты привлекали множество слушателей, которые, затаив дыхание, слушали словесный поединок.

Часто диспуты бывали такими бурными, что дело доходило до рукопашной. Поэтому в залах, где они проходили, ставили барьеры; было также издано постановление, запрещавшее в ходе словесного поединка называть противника оскорбительными именами.

В средневековом университете


Также можно почитать…

Читайте также: