Образование в конце xix — xx века
Начиная с XIX в. всё больше людей пытались и сами получить образование, и помочь получить образование своим детям. Малообразованный человек в условиях динамично развивающегося общества ограничен в возможностях устроиться на хорошую работу, иметь высокую зарплату, сделать карьеру.
Во всех странах шла борьба за то, чтобы образование стало обязательным, по возможности бесплатным, а также светским, свободным от вмешательства церкви. Большую роль в процессе индустриализации сыграло обучение техническим профессиям (на разных уровнях — от элементарного до инженерного).
Главным направлением начального образования стало его превращение в массовое и обязательное. В большинстве западноевропейских государств законы об обязательном бесплатном начальном образовании были приняты ещё в XIX в. В ряде стран Латинской Америки всеобщее начальное образование было введено в начале XX в. но ещё в начале 1970-х гг. свыше 20% детей не посещали начальную школу.
В СССР всеобуч был введён в 1930 г. К середине 1980-х гг. около 90% детей младшего школьного возраста во всём мире получали начальное образование.
На протяжении XX — в начале XXI в. в большинстве стран подрастающее поколение получало либо общее, либо среднее профессиональное образование. По всему миру растёт число высших учебных заведений.
Теперь в них имеют право учиться не только граждане своей страны, но и молодёжь из других государств. Практикуется также обмен студентами.
В 2005 г. на 10 тыс. жителей в США приходилось 445 студентов, в Великобритании — 276, Германии — 240, Японии — 233 студента.
Научный и технический прогресс требует постоянного повышения квалификации. На производстве меняется оборудование, внедряются новые технологии и механизмы, врачи имеют дело с обновлением медицинских методик, появлением более эффективных лекарств — и такова ситуация во всех профессиях.
Поэтому по каждой специальности существует система непрерывного последипломного образования. В случае экономических кризисов организуется обучение другим профессиям. Современный человек должен понимать, что ему предстоит учиться всю жизнь.
Это необходимое условие сохранения статуса высококвалифицированного специалиста.