Никарагуа: канал, который изуродует страну — «экономика»
Китайский мега-проект может положить начало уничтожению индейских деревень, выселению крестьян и нанести непоправимый ущерб окружающей среде.
В июне 2013 года правительство Никарагуа приняло Особый Закон № 840 «О развитии инфраструктуры и транспорта посредством строительства канала и создания зон свободной торговли с сопутствующей инфраструктурой». Его также называют Законом о Большом канале.
Соглашение о проектировании, строительстве и управлении межокеанским каналом длиной 278 километров, который должен связать Тихий океан с Карибским морем, вскоре было достигнуто с гонконгской инвестиционной компанией HKND.
По сравнению с Панамским каналом он будет вдвое больше по длине и втрое больше по ширине и глубине. Данный проект включает в себя и целый ряд сопутствующих проектов, в частности, строительство самого крупного в Центральной Америке аэропорта, транспортной инфраструктуры, заводов, нескольких туристических комплексов и двух глубоководных портов.
По оценке экспертов Всемирного банка, стоимость столь масштабного проекта составит 50 миллиардов долларов, на этапе строительства будет создано более 200 тысяч рабочих мест, и все это вместе вызовет подъем экономики Никарагуа, стоящей на втором месте в Латинской Америке по бедности после Гаити. Но при этом властям Никарагуа придется пойти на немалые издержки: они передали все права на использование земли, воздуха, воды, морского пространства и природных ресурсов, которые компания, которые потребуются компании для осуществления проекта, без каких-либо экономических ограничений.
С тех пор возникли инициативные группы, выступающие против данного проекта, в частности, Grupo Cocibolca, или Национальный совет в защиту нашей земли, озера и суверенитета (el Consejo Nacional en Defensa de Nuestra Tierra, Lago y Soberania), предупреждающие о том, что президент Ортега по сути дела заложил страну. Дело в том, что в договор о передаче прав включено обязательство Центробанка Никарагуа обеспечить своим имуществом и золотовалютными запасами разрешение возможных разногласий с компанией-подрядчиком.
Кроме того, они утверждают, что проект строительства не был согласован с государственными органами, не были проведены необходимые консультации, а также, что это может привести к утрате национального суверенитета и причинению ущерба нескольким заповедным зонам, в частности, озеру Никарагуа (в испанской версии Cocibolca). Это одно из красивейших в стране хранилищ водных ресурсов.
На него приходится одна треть длины канала, вследствие чего в нем придется производить серьезные землечерпальные работы, чтобы достичь необходимой глубины.
Есть ли будущее у Никарагуанского канала?
ИноСМИ23.04.2015Латинская Америка смотрит на Китай
El Pais29.05.2015Китай — Латинская Америка: этап диверсификации
El UNIVERSAL22.05.2015Китайский «рычаг» в Латинской Америке
Infolatam28.02.2015В мае прошлого года компания HKND передала Комиссии по строительству Большого канала доклад о его экологических и социальных последствиях, который по-прежнему изучает сандинистское правительство. Этот доклад до сих не стал достоянием общественности, несмотря на многочисленные запросы Grupo Cocibolca и никарагуанской Академии наук.
Как считает Октавио Ортега (Octavio Ortega), член Национального совета в защиту нашей земли, озера и суверенитета, выступающего в защиту интересов крестьян, индейцев и потомков афроамериканцев, участвующих в работах по обустройству канала, «Закон № 840 ущемляет права никарагуанского народа. Дело дошло до того, что, если HKND решит, что ей необходима туалетная бумага для более 200 тысяч работников, занятых на строительстве, то у правительства есть 10 дней для того, чтобы экспроприировать и передать ей фабрику, выпускающую эту продукцию».
Grupo Cocibolca представляет собой объединение, которое возникло после принятия Закона о Большом канале. В нее входят восемь неправительственных организаций, таких как фонд Popol Na, Центр им.
Гумбольдта, различные индейские ассоциации. Они стремятся к открытому диалогу с тем, чтобы население было проинформировано о последствиях и рисках, связанных со строительством.
Однако, до настоящего момента им этого добиться не удалось, поскольку правительство не передает в их распоряжение содержание доклада.
Несмотря на проработанное технико-экономическое обоснование, при строительстве канала возможно нарушение природоохранных норм и даже прав человека. Правительство Никарагуа не провело необходимых консультаций с индейскими общинами по вопросу строительства канала, и это при том, что 52% намеченного маршрута пролегает по землям их традиционного проживания.
Существуют опасения, что строительство серьезно нарушит жизненные устои индейских общин, а для многих станет и смертным приговором. Они столкнутся с опасностью утраты своей культуры, земли и языка.
Это в первую очередь касается общины Bankukuk Taik, где нескольким десяткам человек удалось сохранить свой исконный и находящийся на грани исчезновения язык Rama. В случае начала строительства он будет утрачен окончательно.
Кроме того, согласно оценкам, при строительстве могут быть уничтожены 4 тысячи квадратных километров тропических лесов, болот и заповедников, от которых зависит существование индейских общин, проживающих на берегу Карибского моря.
Выбор у них будет невелик, несмотря на то, что Конституция Никарагуа 1987 года признает право индейских народов на сохранение своего языка и культуры, что предусматривает использование ими своих исконных земель и природных ресурсов. Кроме того, в 2008 году Никарагуа подписала Декларацию ООН о правах коренных народов.
Не проведя с ними консультаций по вопросу строительства канала, правительство нарушило их права, не дав возможности высказать мнение по данному вопросу.
Как заявила в интервью радиостанции Onda Local Моника Лопес Бальтодано (Monica Lopez Baltodano), исполнительный директор фонд Popol Na и советник Grupo Cocibolca, «передача прав на строительство и эксплуатацию канала будет иметь огромные последствия для страны. Остро стоит вопрос об экспроприации земель по маршруту пролегания канала, на которых предусматривается осуществление смежных проектов, таких как аэропорты, глубоководные порты, туристические центры и иные.
Следует отметить, что этих иных может возникнуть сколько угодно, поскольку, согласно Закону о строительстве канала, инвестор имеет право претворять в жизнь любые проекты, необходимые для его строительства и эксплуатации».
Кроме того, отсутствие ясности по этому вопросу вызывает целый ряд сомнений у индейцев, крестьян и всех тех, кто проживает на пути строительства канала и в прилегающих районах, простирающихся на десять километров к северу и к югу. Всем им угрожает выселение с началом работ.
Отсутствие информации приводит к тому, что широкие крестьянские массы активно выступают против проекта. В городах и общинах, которые может затронуть строительство, прошло уже порядка пятидесяти демонстраций.
Тысячи людей выступают против, держа в своих руках лозунги «Ортега продает родину», «Долой китайцев», «Нет каналу!». Они говорят об ущербе, наносимом окружающей среде, утрате национального суверенитета, а также о грядущем переселении с насиженных мест.
Жители этих районов почувствовали, что несет с собой канал, «когда началась опись земель, когда увидели представителей китайской компании в сопровождении военных, полицейских и сотрудников Генпрокуратуры. Это вызвало массовые протестные выступления в целом ряде населенных пунктов.
В данном случае речь о вполне законных акциях протеста против несогласованного с местным населением проекта, который угрожает им выселением, потерей собственности без каких-либо гарантий получения нового жилья», заявила в эфире радиостанции Onda Local Лопес Бальтодано.
Их земли перейдут в собственность китайской компании по цене, которую она согласовала с правительством Даниэля Ортеги. Эта цена исходит из кадастровой оценкой, которая значительно ниже рыночной стоимости и не учитывает вложенные средства.
Это вселило еще большую тревогу в местных жителей.
Маурисио Фонсека (Mauricio Fonseca) владеет фермой площадью 34 гектара к северу от Сан-Мигелито (San Miguelito), на восточном берегу озера Cocibolca. «Согласно кадастровой оценке, моя земля стоит чуть более 40 тысяч кордов, в то время как семья потратила более 500 тысяч кордов на обработку угодий и создание необходимой инфраструктуры. Тех денег, которые нам предлагают, не хватит даже на покупку самого простого ранчо», возмущается он.
Десять лет назад Роберто Дельгадо (Roberto Delgado) унаследовал от своего отца неподалеку от местечка Ривас (Rivas) участок земли со старым деревянным домиком, который он перестроил своими руками и сейчас проживает там со своей женой Альбой и тремя детьми. «Согласно оценке, которую нам прислали, моя земля и жилище стоят лишь 10% от того, что мы потратили лишь на переоборудование дома. И куда нам деваться с этой жалкой суммой, которую они собираются выплатить?
Это просто унижение. Я снял сандинистский флаг со своей фермы, я более не отождествляю себя с ними.
Они больше не защищают интересы народа, а ущемляют их».
В независимом докладе, представленном Центром им. Гумбольдта, утверждается, что последствия будут гораздо более значительными, чем те, о которых говорит правительство.
Согласно его авторам, в зоне канала окажутся 282 поселения и 24.100 домов, а количество людей, которых затронет строительство, значительно превышает те 119 тысяч, о которых сообщает правительство. Октавио Ортега указывает, что в результате строительства канала и осуществления смежных проектов со своих земель будут изгнаны 500 тысяч человек.
Строительство канала приведет не только к выселению этого полумиллиона человек, но также вызовет необратимые изменения в окружающей среде. Исчезновение индейских общин будет сопровождаться утратой некоторых из ценнейших природных ресурсов, прежде земельных и водных, отличающихся экологическим разнообразием.
Наибольшее беспокойство вызывает право экспроприации земли и природных ресурсов вдоль маршрута строительства канала, которым наделили китайскую компанию. Кроме того, статья 16 вышеупомянутого Закона № 840 устанавливает, что концессионер проекта, компания HKND, не отвечает за сохранность лесов и недопущение загрязнения озера Никарагуа.
В последние месяцы сам команданте Даниэль Ортега сеет большую неразбериху. 15 июля в ходе визита президента Тайваня Ма Инцзю Ортега предложил ему построить глубоководный порт в Monkey Point, что всего в шести километрах от Punta Aguila, где, согласно проекту, должен находиться порт, через который корабли будут попадать в Карибское море.
Но это лишено смысла. Данное предложение породило сомнения в экономической целесообразности строительства.
Кроме того, в последние дни никарагуанская пресса активно обсуждает сложную ситуацию, в которой оказался президент компании HKND Ван Цзин (Wang Jing), потерявший 84% своего личного состояния и 57% акций компании. Эти новости вовсю обсуждаются на улицах основных индейских общин.
Многие с надеждой восприняли новости о крахе китайского магната и надеются, что подобная участь постигнет и канал, Но при этом они продолжают подготовку в очередному маршу протеста, 54 по счету, несмотря на то, что в ходе последнего, участники которого дошли 27 октября до Манагуа, им пришлось столкнуться с немалыми препятствиями. Многие грузовики, перевозившие с Карибского побережья крестьян, участвовавших в акции, были задержаны полицией.
Демонстранты пытались пройти к зданию Парламента, но за несколько метров натолкнулись на заградительные сооружения, установленные сторонниками правительства. Их охраняли специально приглашенные сандинсты на мотоциклах, а также плотные кордоны полицейских, не пускавшие митингующих по маршруту, заранее оговоренному с мэрией.
Это привело к стычкам, в результате которых 8 человек получили ранения.
Роберто Ривас (Roberto Rivas), крестьянин из города Хвигальпа (Juigalpa), исполнен еще большей решимости продолжать борьбу в свете последних новостей и событий. «Мы не отступим ни на шаг назад. Пусть Ортега знает, что движение крестьян и индейцев сильно и едино как никогда.
Мы хотим знать правду. Хватит обмана и лжи.
Давайте докажем, что канал нужен только китайцам!», заявил он с отчаяньем.
Фермеры Никарагуа протестуют против трансокеанского канала (новости)
Также можно почитать…
-
В кчр открыли мост, который поможет возродить экономику республики — «экономика»
-
Овощи и фрукты, которые не купила россия, гниют в теплицах — «экономика»
-
Премьер баварии, который едет в москву: санкции нужно отменять — «экономика»
-
Польская pgnig может заморозить сланцевый газовый проект на севере страны — «экономика»