Наука и креационизм: вечная битва
Кафедры теологии. Конференции православных учёных. Православные образовательные центры. Всё это в светских вузах и на бюджетные деньги.
В стране, где Конституция недвусмысленна: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14 ч. 2).
Семья из Кони-Айленда, сфотографированная между 1910 и 1915 гг. Прославилась тем, что считала обезьян членами семьи. В каком-то смысле она была права
Кому-то в этой ситуации видится заговор между властью и РПЦ с целью «оболванивания» населения и т. д. На наш трезвый «КЛ»-взгляд (а мы не употребляем ничего крепче простокваши с мёдом), это всего лишь отражение ситуации, сложившейся в обществе. Власть делает только то, что ей позволяют: это аксиома, и медитировать на неё следует как можно чаще.
Можно взять шире: это отражение ситуации, сложившейся во всём мире. Да, академики, много лет сидевшие в башне из слоновой кости под строгим надзором советских идеологов, не привыкли бороться за очищение науки от того, что наукой не является, но в плюралистическом обществе придётся этому научиться.
Нет никакой трагедии в том, что вокруг полно пройдох и просто балбесов (их много и в самой науке). Трагедия в том, что учёные не хотят бороться за право заниматься наукой и ждут, когда в кремлёвском окошке замаячит борода Леонардо да Винчи, которая всё сделает за них.
С тем же успехом можно ждать, когда воскреснет о. Павел Флоренский.
Россия отходит от многолетнего ледникового периода и постепенно приближается к тому состоянию, в котором находятся страны, по многим показателям на неё похожие (демократическая конституция, большая территория, многонациональное государство, разгул массовой культуры, преклонение перед рынком и капиталом). Если с кем-то и сравнивать Россию, то прежде всего с США.
Да, они раньше начали и успели пройти более длинный путь к созданию гражданского общества и выстраиванию эффективной экономики, а мы стартовали только что. Но это не повод отвергать их опыт, а, наоборот, причина, по которой следовало бы поучиться на их примере.
Главное, что понимают американцы, — невозможно выдавить религию из сферы образования, если в школе и университетах работают верующие люди, в том числе фанатики. В США не верят в Большого Брата и не уповают на открытые письма правительству или президенту, а действуют самостоятельно.
Как? Садятся за стол и разговаривают. Публично высказывают свою точку зрения.
Конечно, и там многие хватаются за голову и кричат, что науке не о чем разговаривать с религией, но речь не идёт о диалоге науки и религии. За стол садятся люди.
Это беседа двух людей. И не надо кричать друг на друга.
Один из главных соперников науки — креационизм. Он бывает разных видов: одни верят в то, что Земля была создана около 6 тыс. лет назад в том виде, в каком существует сегодня; другие полагают, что Господь сотворил Землю намного раньше и что творение живых существ продолжается; третьи оставляют Богу роль Перводвигателя, который запустил механизм мироздания (и эволюции в том числе) и теперь не вмешивается в природные процессы.
Прежде чем кричать и оскорблять, подумайте о том, что во всё это верили сотни лет. Лишь развитие геологии в XVIII–XIX веках смогло поколебать позиции тех, кто интерпретировал Библию буквально. «Происхождение видов» Чарльза Дарвина увидело свет вчера — в 1859 году.
Установление возраста планеты Земля — результат успехов физики на рубеже XIX и XX столетий. Короче говоря, научный метод и открытия, сделанные на его основе, — завоевание сравнительно недавнего времени.
О том, как тяжело они усваивались обществом, в котором не нашлось коммунистов, расстрелявших неугодных и разрушивших ненужное, мы сейчас расскажем.
В 1925 году школьный учитель из штата Теннесси по имени Джон Скоупс был привлечён к суду за нарушение местного закона, запрещавшего преподавание эволюции. За «Обезьяньим процессом» следила вся страна.
Скоупса защищал знаменитый адвокат Кларенс Дарроу, на стороне обвинения выступал трёхкратный кандидат в президенты США Уильямс Дженнингс Брайан. Дебаты двух старых друзей (это важно подчеркнуть) транслировались по радио.
Скоупса признали виновным (закон он всё-таки нарушил, что и говорить) и приговорили к штрафу в $100. Верховный суд штата придрался к какой-то технической детали и отменил вердикт, но поддержал справедливость антиэволюционистского закона.
После этого другие штаты тоже запретили преподавать эволюцию. Но катастрофы не произошло.
Со временем эволюция вернулась в школьные учебники.
Большую роль в этом сыграли президент США Дуайт Эйзенхауэр и конгресс. Советский Союз запустил первый в мире искусственный спутник Земли, и власти США вдруг осознали, что изучение точных наук в стране хромает.
В 1958 году был принят «Закон об образовании для нужд национальной обороны», по которому федеральный бюджет профинансировал создание новых учебников, в том числе рассказывающих о теории эволюции.
Но вопрос о том, соответствует ли Конституции запрет на преподавание теории эволюции в школе, оставался открытым. Только в 1968 году Верховный суд США постановил, что он нарушает присутствующее в Первой поправке положение о запрещении государственной религии.
В 1987 году та же инстанция на том же основании посчитала неконституционным закон, действовавший в штате Луизиана, о том, что преподавать теорию эволюции можно только в том случае, если параллельно преподаётся креационизм.
Думаете, после этого всё стало гладко? Ничего подобного!
Креационизм в США трансформировался в очень модную концепцию «разумного замысла», которая гласит, что эволюция существует, но её ход направляется Творцом. В 2005 году отдел среднего образования администрации города Довер в штате Пенсильвания предписал преподавать «разумный замысел» вместо биологии.
Родители подали в суд, и человек в мантии постановил, что «разумный замысел» — религиозная теория, а не научная, поэтому решение чиновников противоречит конституции.
А посему не отчаивайтесь, когда ваш новый декан, навязанный вам ректором, навязанным вам областной администрацией, требует повесить в красном углу кафедры иконостас. Вообще никогда не отчаивайтесь.
Источник: compulenta.computerra.ru