Массовая культура в xx веке: кино, танцевальная музыка, шоу-бизнес
В условиях индустриализации и урбанизации, распространения всеобщей грамотности, появления новых видов и форм искусства, рождённых техническим прогрессом, в XX веке возникло явление массовой культуры. С уровня, требующего подготовки к её квалифицированному восприятию, культура перешла на уровень обыденного понимания неподготовленного массового потребителя.
Такой уровень культуры не связан с познавательными усилиями для усвоения художественного образа, который стал простым и доступным. Важной характеристикой массовой культуры является её интернациональный характер и тенденция к коммерциализации.
Разделение культуры на элитарную и массовую прослеживается в киноискусстве — новом для XX в. виде художественного творчества. Если раньше в персонализированном мире художественных образов могли жить лишь немногие фанатики чтения, то теперь в мир киногрёз и киновнушений втягивалась человеческая масса.
Молодёжь подражала героям кинофильмов и модным актёрам. Новый толчок к расширению рынка кинопродукции дало появление телевидения, а затем и видеотехники.
Однако и сам кинематограф не избежал дифференциации — по мере расширения его творческих возможностей произошло разделение кинофильмов на массовые и элитарные.
Сферой массовой культуры явились песни и танцевальная музыка. Создаваемая композиторами песенная «продукция» сильно потеснила традиционный фольклор, а массовая танцевальная культура урбанистического общества вытесняла народные танцы.
Танго и фокстрот стали одними из самых распространённых массовых танцев. Теперь стали не обязательны музыканты.
В любой квартире в любое время можно было танцевать под граммофон. В дальнейшем благодаря радиовещанию и телевидению модные мелодии стали мгновенно разноситься по свету, формируя устойчивый спрос на продукцию музыкальной индустрии — пластинки, магнитофонные кассеты, лазерные компакт-диски, МРЗ-файлы.
Концерты популярных певцов и музыкантов собирают десятки тысяч зрителей. Родилась новая сфера предпринимательской деятельности — шоу-бизнес.
Частью массовой культуры стала и печатная продукция, ориентирующаяся на самую широкую аудиторию: детективные и «любовные» романы, комиксы, «бульварные» газеты и журналы.