Культура японии в новое время (16-18 века)
В жизни японцев особую роль всегда играло искусство. Стремление чувствовать гармонию с окружающим миром, умение видеть красоту вокруг себя, даже в обычных вещах — естественные черты японского характера.
В XVI-XVIII вв. достигла расцвета ансамблевая архитектура, в которой в общее целое соединен замок и расположенный вокруг него сад. Замки с многоярусными изогнутыми крышами напоминали парящих в небе птиц.
В садах художники столь искусно размещали деревья, кусты, камни и ручьи, что их созерцание создавало чувство покоя и отстраненности от повседневной суеты.
Японские художники украшали настенной росписью дворцы правителей и знати, тушью наносили рисунки на шелковые и бумажные свитки, на изысканные веера. Высоко ценились также картины-ширмы, служившие декоративными перегородками между комнатами.
Популярным видом живописи была гравюра — печатный оттиск рисунка, нанесенного на деревянную доску или металлическую пластину. На них изображали актеров в театральных образах, японских красавиц и сцены из повседневной жизни.
С XVII в. в обиход японцев широко вошли нецке — маленькие фигурки из дерева, камня, слоновой кости, фарфора. Их появление связано с тем, что в национальном японском костюме — кимоно — нет карманов.
Поэтому все необходимые мелкие предметы (ключи, кошелек, коробочку с лекарствами, трубку) прикрепляли к поясу с помощью брелока нецке. С XVIII в. нецке начали изготовлять известные мастера, и с тех пор они превратились в произведения декоративного искусства.
Нецке делали в виде богов, добрых духов, животных; их считали талисманами, приносящими удачу.
Японцы верили, что поэзию придумали боги, потому она важнее прозы — изобретения человека. Поэты сочиняли короткие стихи без рифмы, но каждое слово в них имело глубокий смысл.
Популярностью пользовался японский театр, где актерами были только мужчины.
С XVI в. особое развитие получило искусство размещения цветов в вазах — икебана («жизнь цветов»). Знаменитые мастера создавали разные виды икебаны, всегда вкладывая в них определенное содержание.
Каждое растение воплощало в себе конкретное пожелание: сосна и роза — долголетия, пион и бамбук — процветания и мира, хризантема и орхидея — радости. Обычаем стало обязательное обучение девушек искусству составления букетов.
Отдельное место в японской культуре занимает церемония чаепития. С XVI в. она превращается в настоящее искусство.
Здесь все имело значение: расположение чайного павильона и сад вокруг него, выбор икебаны и посуды, предметы обстановки и каждый жест хозяина.
Японская культура XVI-XVIII вв. вся пронизана стремлением найти гармонию в отношениях между человеком и природой. Она исполнена стремления разглядеть красоту как в большом, так и в малом.