Культура и духовная жизнь трипольцев
Археологические исследования дали историкам многочисленные образцы гончарной и керамической посуды, т. е. посуды из обожжённой глины. Трипольцы изготавливали несколько разновидностей гончарной посуды — кухонную и столовую.
Керамика является главной особенностью трипольской культуры. Недаром трипольскую культуру ещё называют культурой рисованной керамики. Посуду трипольцы изготавливали как при помощи гончарного круга, так и без него. Потом её обжигали в печах.
Она предназначалась для кухонного, столового и ритуального использования. Посуду трипольцы раскрашивали преимущественно тремя цветами: красным, белым (считались символами огня) и чёрным.
При этом каждый регион, даже каждое поселение имели свой любимый орнамент, присущий только этой местности. Типичной для кувшинов является грушевидная форма, встречается посуда и с узким горлом.
Трипольцы обожествляли природу. Имена их богов неизвестны, но мы знаем, что они, как и все земледельческие народы, больше всего почитали божества плодородия, Солнца и Луны, а также богов — покровителей скота.
На посуде трипольцы чаще всего изображали Мать-Землю — самую уважаемую и почитаемую богиню — и священного змея, который был символом весны. Вероятно, поэтому спираль, напоминающая свернувшуюся змею, была распространённым символом.
Если бы вы перенеслись в прошлое и посмотрели на трипольское поселение с высоты птичьего полёта, оно напомнило бы вам спираль. Для трипольцев она символизировала то, чему следует поклоняться, а возможно, и бояться.
Предметы ритуального назначения трипольцы украшали символами плодородия, жизни, солнца; особенно они почитали семью и род. Произведения искусства, домашняя утварь, одежда, цвета посуды говорят о том, что трипольская культура была яркой, жизнерадостной и оптимистичной.
Трипольцы любили природу и, соответственно, желали добра всем, кто их окружал.
Культура трипольцев, как это не раз бывало в истории человечества, постепенно угасла в конце II тыс. до н. э. Причины её исчезновения и ныне не выяснены.