Контрреформация в европе
За всю свою длинную историю католическая церковь не знала такого глубоко потрясения, каким стала для нее Реформация. При поддержке правителей католических стран папский Рим начал активную борьбу с «протестантской ересью».
Система мер, направленных на пресечение и искоренение реформационных идей и движений, получила название Контрреформация.
Начало наступления на Реформацию ознаменовалось возрождением средневековой инквизиции, в кострах которой погибли сотни «протестантских еретиков». Инквизиторы взяли под свой контроль книгоиздание.
Без их разрешения нельзя было напечатать ни одного произведения, а «вредная» литература подлежала сожжению.
Надежным проводником политики Контрреформации в жизнь стало «Общество Иисуса», или Орден иезуитов, основанный в 1540 г. Игнатием Лойолой (1491-1556).
Игнатий Лойола происходил из знатного испанского рода и в юности вел довольно легкомысленную жизнь молодого придворного. Став офицером, бывший паж проявил настоящие чудеса храбрости, но в одной из битв получил тяжелое увечье, надолго приковавшее его к постели.
В замке брата, где Лойола лечился, не нашлось ни одного из любимых им рыцарских романов, что вынудило его читать «Жития святых». Эта книга произвели на Лойолу огромное впечатление.
Он начал новую жизнь: отказался от роскоши и поступил в университет, где терпеливо сносил насмешки студентов над своей «темнотой» и солидным возрастом. Вскоре Лойола решил основать новый орден.
Главная задача «Общества Иисуса» — укрепление католической церкви в борьбе с ересью. В отличие от других монашеских орденов, иезуиты не имели монастырей и жили рядом с обычными людьми.
Они могли владеть имуществом и полностью подчинялись власти Папы, беспрекословно выполняли все его распоряжения. В Ордене господствовала суровая дисциплина, возглавлял орден пожизненно избранный генерал.
1549 г. Из произведения Игнатия Лойолы «Духовные упражнения». Хотя весьма похвально служить Богу из чистой любви, тем не менее нужно усердно показывать также страх перед божественным величеством, и не только тот страх, который мы зовем сыновним, но и тот страх, который называется рабским.
Необходимо, чтобы вера у Бога была настолько велика, чтобы человек, не колеблясь, пустился в море на доске, если у него нет корабля! Если церковь утверждает, что то, что нам кажется белым, есть черное, — мы должны немедленно признать это!
Надо отрешиться от нашей собственной воли для того, чтобы проникнуться Божественной волей, выраженной начальником… В этом заключается высшая степень повиновения: нужно не только хотеть так, как хочет начальник, нужно чувствовать так же, как он…
Папе необходимо подчиняться без всяких разговоров, даже ради греха, и надо совершить грех, смертный или простой, если начальник того требует во имя Господа нашего Иисуса Христа. Подчиненный обязан смотреть на старшего, как на самого Христа.
Он должен покоряться старшему… как палка, которая подчиняется всякому движению, как шарик из воска, который можно изменять и растягивать во всех направлениях…
В борьбе за души и умы верующих важным направлением деятельности Ордена стало образование. Иезуитские школы открывались по всей Европе.
Их популярность объяснялась высоким качеством обучения, к тому же бесплатного. «Воины христовы» активно занимались и миссионерством. В XVI-XVII вв. они попали в Индию, Японию, Китай, Южную Америку и другие районы, где проповедовали католичество среди местного населения.
Большое внимание Орден уделял благотворительности. Заботясь о больных и обездоленных, он создал сеть больниц и приютов для стариков и детей-сирот.
Иезуитов отличали образованность, изысканные манеры, способность выполнять тайные поручения. Они проникали в окружение монархов и в интересах папства оказывали влияние на политику государства.
Их ловкость и умение подчинять людей своей воле сделали Орден очень влиятельным.