Конфуций и его учение (конфуцианство)

Раздробленность Китая на отдельные царства в середине II тыс. до н.э., беспрерывные междоусобные войны стали причиной возникновения множества философских учений, которые стремились объяснить несовершенство бытия, причину бесконечных бедствий народа. Китайские философы хотели найти путь преодоления страданий и горя.

В VII—III ст. до н. э. в Китае образовались «сто школ».

Правители государства — императоры и князья — стремились окружить себя мудрецами, чтобы производить впечатление мудрых правителей. Философы с учениками странствовали от одного царства к другому и предлагали свои услуги при дворах правителей.

Наиболее известным философом того времени был Конфуций (Кун Фуцзы, 551-479 гг. до н. э.). Он не оставил после себя письменных работ, но его ученики сохранили память об учителе.

Из отрывков его поучений была создана книга «Беседы». Для китайского народа Конфуций сформулировал моральный идеал совершенного человека (цзюн-цзы).

У каждого человека должны быть два качества: гуманность и чувство долга.

Конфуций мечтал об обществе идеального порядка, в котором каждый знает своё место, где существует деление на две большие группы — верхи и низы: те, кто думает и управляет государством, и те, кто работает и подчиняется. Принадлежность к этим группам определялась знаниями и моральными качествами человека.

Основа порядка — суровое подчинение старшим. Слепая покорность воле старшего — необходимое условие незыблемости общества.

Конфуцианство — философское учение, которое оправдывало неравенство и закрепляло власть императора.

Конфуций и его учение (рассказывает востоковед Алексей Маслов)


Также можно почитать…

Читайте также: