Как ничему не научиться

Всю жизнь ты будешь учиться: получать знания в школе, грызть гранит науки в университете, учить иностранные языки и постигать азы на работе. 10 анти-советов, которые стоит избегать при обучении.

Барбара Оакли, автор курса How to learn learning на Курсере, в своей книге ‘A Mind for Numbers: How to Excel in Math and Science, Even if You Flunked Algebra’ собрала памятку о том, каких техник стоит избегать при обучении.

Скорее всего, вы узнаете в некоторых из них свои вечера за каким-нибудь не столь приятным школьным или университетским предметом. Тогда могло сложиться впечатление, что так оно и надо, что иначе никак.

Но то, что зачет все-таки получилось сдать, вовсе не говорит о том, что нельзя было учиться эффективнее и разумнее.

1. Просто перечитывайте

Просто сидеть и пробегать глазами по тексту, раз за разом. После того, как вы уже познакомились с текстом, перечитывание — пустая трата времени.

Что делать?

Проверяйте, запомнили ли вы прочитанное одним из удобных вам способов: например, повторяя вслух или записывая материал по памяти.

2. Подчеркивайте побольше

Когда вы выделяете текст по ходу чтения, в какой-то момент может начать казаться, что выделенные куски сразу отправляются в мозг и надежно там хранятся. Нет, это не так.

Что делать?

Регулярно проверяйте, помните ли вы отмеченные блоки текста. И старайтесь выделять текст небольшими порциями, только основные мысли. А не целые абзацы.

Так мозг попытается зацепиться за суть и не успеет отвлечься на иллюзию запоминания.

3. Взгляните на решение задачи и не тратьте время на решение

Это одна из самых скверных ошибок в процессе обучения. Даже если решение в примере из учебника кажется очевидным – нужно попробовать решить самостоятельно.

Что делать?

Пробуйте решать разобранные в учебных пособиях задачи, не подглядывая в текст, а потом проверяйте себя.

4. Откладывайте на последний момент

«Перед смертью не надышишься» – эту пословицу я впервые услышал в контексте подготовки к экзаменам. Разумеется, в последний момент.

Мозг, как и наши мышцы, может выдержать только опредленную порцию нагрузки «за один присест». Имейте это в виду.

Что делать?

Делите материал на небольшие порции, с которыми вы комфортно справитесь за день. Если впереди экзамен или зачет – начинайте готовиться заранее.

Да, это давно известно, но в этот раз попробуйте.

5. Решайте по кругу упражнения, которые у вас и так получаются

Если вы решаете задачки, которые у вас хорошо получаются, одну за другой — это не значит, что вы готовы. Это, скорее всего, значит, что вы просто привыкли к этим задачкам.

Что делать?

Как только почувствовали, что несколько однотипных задач даются легко — старайтесь повысить уровень сложности.

6. Если работаете в группе – побольше болтайте

Разбираться с учебными материалами в паре или в группе с другими ребятами может сработать. Но если в процессе вы по большей части шутите шутки или жалуетесь друг другу на то, как тяжко учиться, то лучше бросайте эту затею.

Что делать?

Договоритесь, что на встречах вы все сосредотачиваетесь на учебе. Если кто-то отвлекается или отвлекает других — указывайте ему или ей на это.

Об этом, кстати, тоже следует договориться заранее, чтобы не было обид.

Полезные практики: совместное обсуждение теоретической части и тестирование друг друга по пройденному материалу. И объяснение материала другим людям, и простое проговаривание вслух помогает лучше запоминать.

Еще помогает ограничение времени на занятие и «перемены». А уж после занятий можно болтать сколько захочется.

7. Забейте на теорию, просто решайте задачи

Стали ли бы вы садиться за руль автомобиля, до того, как пройдете подготовительные курсы? Считайте, что теория – тренер по вождению.

Если не познакомитесь с теорией — в какой-то момент обязательно утонете в материале и все равно придется вернуться к чтению.

Что делать?

Перед выполнением практических заданий, даже если вам кажется, что теория знакома — перечитайте теорию.

Перед тем, как начать читать — пробегите глазами по всему материалу, потом по главе, которую будете читать.

8. Не обсуждайте с учителями или товарищами моменты, которые вы не поняли

Работа преподавателей заключается в том, чтобы студенты разобрались с материалом. Иногда про это забывают студенты, иногда преподаватели, а иногда и те, и другие.

На вопрос «Все понятно?», бегло брошенный через плечо лектора, стоящего у исписанной формулами доски, принято отвечать молчаливым согласием. Обратите внимание на то, действительно ли вы поняли материал в следующий раз, когда услышите этот вопрос.

Что делать?

Отмечать моменты, когда вы не поняли материал. Задавать вопросы.

9. Продолжайте верить в то, что можете эффективно учиться, даже отвлекаясь

Каждое малейшее отвлечение на сообщение в мессенджере или реплику кого-нибудь в комнате лишает вас энергии, которую мозг мог потратить на обучение. Усилие, которое вы совершаете, чтобы снова соредточиться, тоже, кстати, довольно энергозатратное.

Что делать?

Старайтесь организовать себе пространство и время таким образом, чтобы вас никто не отвлекал. Отключите нотификации. Не заходите в соцсети «на минутку».

Хотя бы попробуйте.

10. Поспать можно и поменьше

Времени всегда не хватает, поэтому хорошей идеей кажется поменьше поспать и побольше успеть. Или даже не кажется хорошей идеей, но как-то так выходит.

Помните, что мозг «переваривает» информацию именно во сне. А вот если долго не спать – токсины в мозгу собираются в конструкции, которые замедляют связь между нейронами, и вы на самом деле начинаете хуже соображать.

Что делать?

Высыпайтесь.

Бегло повторяйте материал перед сном. Это помогает лучше его запомнить.

ВРЕД ШКОЛЫ или КАК НУЖНО УЧИТЬСЯ


Также можно почитать…

Читайте также: