Эстонский политик: вражда с россией губительно сказывается на нашей экономике — «экономика»
Депутат парламента Эстонии от оппозиционной Центристской партии Михаил Корб заявил на страницах портала Delfi.ee, что правительство государства уделяет недопустимо мало внимания урегулированию отношений с соседней Россией. От этого, по словам Корба, серьезно страдает транспортный сектор, а вместе с ним и вся экономика государства.
«То ли так сложилось исторически, то ли злокозненные происки весны, но апрель становится недобрым вестником для нашей крайне важной отрасли экономики — транзита. В 2007 году, после апрельских событий (имеется в виду снос памятника советским воинам-освободителям в Таллине, сопровождавшийся массовыми беспорядками, — «NOVOSTI-DNY.Ru»), грузоперевозки из России стали медленно, но верно „усыхать“.
А на днях на транзитный сектор свалилась новая беда — пришло сообщение, что Россия сокращает суточное число поездных пар с двенадцати до шести. На этом фоне показатели 2006 года в тридцать два поезда в сутки кажутся вершиной железнодорожного благоденствия, да и не только железнодорожного, ведь работу получали не только связанные с „железкой“, но и наши порты со всей положенной им инфраструктурой.
Работники имели вполне приличную зарплату, а фирмы радующие налоговые органы доходы», — напоминает Корб.
«Полтора месяца назад, когда призрак плохих новостей уже маячил на горизонте, я, от имени Центристской фракции, передал запрос министру экономики и инфраструктуры Кристену Михалу, в котором напомнил и про прошлогодние убытки госфирм Eesti Raudtee и AS EVR Cargo в 9 и 3 миллионов евро соответственно, и про падение объема перевозимых грузов на четверть, и про то, что уже в прошлом году по объему перевозок в 28 миллионов тонн Эстония достигла исторического „дна“ в этой услуге со времен восстановления независимости страны. Не злобные политизированные враги, а вполне себе приличные аудиторы из международной фирмы Price Waterhouse Coopers подсчитали, что эстонский транзитный коридор самый дорогой по сравнению с конкурентами, Латвией и Финляндией, что означает отсутствие у владельца железной дороги в лице государства внятной и гибкой транзитной политики.
Ответа по существу мы в зале парламента от министра не услышали, лишь рассуждения на тему изменения методики в оплате за провоз разных видов грузов с конца 2017 года, да подсчет потенциальных убытков — в прошлом году это было 6,5 миллионов евро, из который 5 миллионов компенсировалось из госбюджета, а в этом году убытки в 8,5 миллионов евро уже заложены в бюджет. И это вместо того, чтобы государственную казну усердно пополнять!
После новостей об уменьшении количества поездов серьезно забеспокоились профсоюзы транспортников, поскольку это грозит сокращениями как на железной дороге, так и в портах — Таллиннском и Силламяэском, а ведь речь идет о сотнях рабочих мест», — отмечает политик.
«Воистину, как заметил директор по развитию Силламяэского порта Андрей Биров, „сидим на золотом мешке — это наше географическое положение, но им не пользуемся“. К сожалению, в ответе министра на запрос о будущем транзита ни слова не было сказано о главной ценности всех времен и народов — человеческом общении.
К примеру, наши соседи латыши, в преддверии крупнейшего международного транспортного форума „ТрансРоссия 2016“, на него не поскупились — Москву посетил не только председатель правления Латвийской железной дороги, но и госсекретарь Министерства сообщения, и министр сообщения Латвии. Эстонское же правительство на столь высоком уровне последний раз было представлено ровно десять лет назад.
За интересы эстонского транзита пока лишь в одиночку сражается новый директор ЭЖД Сулев Лоо, ведущий двусторонние переговоры со своим российским коллегой. Однако никакой политической воли в лице правительства Эстонии за этим не стоит, хотя проекция от ее отсутствия тяжелой тенью ложится на всю экономику», — указывает Михаил Корб.
«А разговоры о том, что дело правительства — создавать хорошие условия для бизнеса, остаются лишь словами. Попытки влезть в коридор Нового шелкового пути, перехватив кусочек казахстанского транзита на пути товаров из Китая в Европу, может опять разбиться о неповоротливые тарифы.
К тому же не стоит особо обольщаться и забывать, что Казахстан наравне с Россией входит в единый таможенный союз, и порты Ленинградской области могут оказаться предпочтительнее эстонских, а значит, грузовые поезда пойдут именно туда, не заглянув наши пенаты. Так что, как ни крути, а налаживать отношения с восточным соседом необходимо — осенью в Москве побывала парламентская делегация, теперь очередь за исполнительной властью.
Но, помня тезис бывшего премьера о том, что транзит нам не очень-то и нужен, терзают меня смутные сомнения о том, что дело его живет и побеждает и в нынешних коридорах власти. И пока от властных структур нет никаких сигналов к тому, что побегут по рельсам долгожданные груженые составы — на радость занятых в отрасли работников и государственного бюджета, и на зависть конкурентам», — заключил оппозиционный политик.
Напомним, что в нынешнем апреле жителей Эстонии крайне неприятно поразило сообщение о том, что Россия вдвое сокращает свой железнодорожный транзит через территорию этой страны — с двенадцати до шести поездных пар (то есть поездов, следующих туда и обратно) в день. Десять лет назад, то есть в 2006 году, национальная железнодорожная компания Эстонии Eesti Raudtee принимала из России в среднем не менее 32,4 поезда в сутки.
Только в прошлом году оборот государственной фирмы Tallinna Sadam (Таллинский порт) снизился на 15% (до 94 млн евро), чистая прибыль упала на 21% (до 30,9 млн евро).
«По моей информации, РФ решила вполовину снизить железнодорожный транзит в направлении Эстонии! Но все свидетельствует о том, что объемы рухнут ещё больше! Наши люди переживают, опасаются за свои рабочие места.
С падением транзитных объёмов удар придется и на другие секторы: прежде всего на порты и морские перевозки. Можно опасаться, что волна сокращений не ограничится одним нашим сектором», — заявил в прессе глава местного профсоюза железнодорожников Олег Чубаров.
Председатель правления принадлежащего государству предприятия по железнодорожным перевозкам EVR Cargo Рауль Тоомсалу тоже признаёт: «Снижение Россией транзита в нашем направлении негативно скажется на трудящихся в транспортном секторе Эстонии — от железнодорожников до портовиков и складских работников. Исправится ли ситуация, сказать трудно».
По словам председателя правления Eesti Raudtee Сулева Лоо, обрушение транзита оказалось «драматичным и неожиданным». «Поскольку поездов будет меньше, понадобится меньшее количество и машинистов, и составителей. Мы ведём с Россией диалог, чтобы понять, что может нас ожидать.
Обрушиться всё способно до нуля», — считает Лоо. Чиновники объясняют снижение транзитных объемов экономическими проблемами России — в первую очередь падением курса рубля и удешевлением нефти.
Но председатель правления порта эстонского города Силламяэ Тийт Вяхи косвенно признает, что причина совсем в другом, поскольку падать интерес россиян к Эстонии начал ещё несколько лет назад. «К сожалению, в будущем объемы упадут ещё больше», — сожалеет Вяхи. Он считает, что обрушение грузовых перевозок ощутит не только транзитный сектор, но и вся экономика Эстонии в целом.
Как считают в эстонской Ассоциации логистики и транзита, затруднения теперь ждут не только транспортников, но и производственные предприятия. «Проблемы больше не касаются одного лишь транзитного сектора, они охватывают всю экономическую среду Эстонии в целом — в первую очередь порты. И в конце концов, от того, что поезда больше не идут, производственные предприятия не смогут импортировать или экспортировать товары, не смогут получать сырье.
Если объемы останутся очень маленькими, цены на единицу груза вырастут до потолка. Предприятия потеряют в конкурентоспособности.
Тяжесть ситуации скажется и на пассажирских перевозках, ведь поскольку там нет возможности поднимать цены на билеты, то придётся доплачивать железной дороге», — тревожится председатель ассоциации Андрес Валгерист.
Экономика Эстонии, Литвы и Латвии ждёт экономический паралич: Россия поставила Прибалтику на место
Также можно почитать…
-
В эстонском тарту отвергли инвестиционный проект на миллиард евро — «экономика»
-
Дешевая нефть как двигатель губительной политики — «экономика»
-
Финансовую политику северной осетии рекомендуют совершенствовать сокращениями — «экономика»
-
Профсоюзник: железной дороге эстонии грозит гибель — «экономика»
-
По итогам первого года работы эстонская госавиакомпания потеряет 15 миллионов евро — «экономика»