Эпоха барокко

Разительные перемены, происходившие в мировосприятии людей на рубеже XVI-XVII вв., не могли не повлиять на искусство. На смену уравновешенному и гармоничному искусству Возрождения приходит новый стиль — барокко (итал. — причудливый, странный).

Он возник в Италии и стремительно распространился по всей Европе. Барочным произведениям присущи особая пышность и величие, подчеркнутая декоративность и насыщенность лепниной.

Их цель произвести на человека крайне эмоциональное впечатление.

Подлинный переворот в живописи совершил итальянец Микеланджело да Караваджо (1573-1610). Он первым изобразил мир неприукрашенным, словно остановив на своих картинах мгновение реальной жизни.

Удивительной достоверности персонажей художник достигал при помощи излюбленного живописного эффекта — светового контраста, игры света и тени.

Выдающимся представителем искусства барокко был архитектор и скульптор Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Наиболее яркое произведение мастера — ансамбль перед собором Святого Петра в Ватикане.

Множество разноязыких паломников, собиравшихся перед главным храмом католического мира, должны были чувствовать свое духовное единство. Для воплощения этой идеи Бернини нашел гениальное решение.

Перед собором он соорудил величественную площадь с обелиском и фонтанами и придал ей форму овала, обрамленного двумя колоннадами. Общие очертания ансамбля напоминают ключ, что должно было символизировать слова Христа, обращенные к первому епископу Рима апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного».

Непревзойденным «королем живописцев» по праву считается фламандец Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Он придал искусству барокко новое дыхание, дополнив его традициями античности и Возрождения — изображениями обнаженного тела и радости бытия.

Его картины буквально излучают жизненную силу. Рубенс был прекрасным колористом и умел удивительно точно передавать все оттенки цвета. Как никому, ему удавалось выписать фактуру тканей, блеск украшений, пушистость меха.

Великий фламандец создал также свое направление в портретной живописи — парадный портрет — изображение известной личности в ореоле славы и величия.

Настоящий золотой период переживала в XVII в. испанская живопись. Художник, архитектор и скульптор Эль Греко (1541-1614) родился на Крите, однако свои самые выдающиеся шедевры создал, живя в испанском городе Толедо.

Его произведения на религиозные сюжеты выделяются чрезвычайной эмоциональностью и поэтичностью.

Вершина испанской живописи — творчество Диего Веласкеса (1599-1660). В 24 года он стал придворным художником короля Филиппа IV и, оставаясь им до конца жизни, писал преимущественно портреты.

Веласкес создал галерею изображений членов королевской семьи и их окружения, отмеченную глубоким проникновением во внутренний мир и психологию персонажей. Полотна Веласкеса поражают точностью передачи каждого характера.

Не случайно Папа Иннокентий X, увидев свой портрет, не смог удержаться от слов: «Слишком правдиво!».

В Голландии художники отказались от религиозных сюжетов. В поисках новых тем они обратились к окружающей действительности: писали портреты, сценки из повседневной жизни, пейзажи, натюрморты.

Самый яркий представитель голландской школы — Рембрандт ван Рейн (16061669). С глубокой любовью и теплом написаны им портреты жены и сына, других близких людей.

Художник оставил свыше 60 автопортретов, глядя на которые, можно представить мир его мыслей и чувств в разные периоды жизни. Творческий путь Рембрандта завершает картина «Возвращения блудного сына» — рассказ художника о всепрощающей любви и искреннем раскаянии.

Два века спустя французский живописец Эжен Делакруа сказал о творчестве Рембрандта: «Правда — самое прекрасное и редчайшее явление в мире».

Произведения европейских мастеров эпохи Возрождения и барокко — сокровищница мирового искусства.

Эпоха барокко, Александр Пустовит, курс \


Также можно почитать…

Читайте также: