Экономические итоги 2015 года: кризис дает добро на импортозамещение — «экономика»
Согласно мартовским данным Росстата, по итогам 2015 года чистый финансовый результат компаний увеличился на 53,1% и составил 8 трлн 421,7 млрд рублей по сравнению с результатом 2014 года в 5 трлн 500,8 млрд рублей. Характерно, что прибыль обрабатывающих производств и сельского хозяйства за прошлый год росла быстрее, чем прибыль компаний добывающей сферы.
Сальдированный финансовый результат — прибыль за вычетом убытков организаций— в добывающей сфере улучшился на 13,3% по сравнению с 2014 годом. В то же время успехи обрабатывающей промышленности оказались куда существеннее, прибыли за год там выросли на 64,8%.
Любопытно, что в рублевом выражении прибыли в обработке составили 2090,2 млрд рублей, что сопоставимо с прибылью добывающего сектора — 2653,1 млрд рублей.
Лидером по доходности стала сфера рыболовства и рыбоводства. Там прибыль за год выросла почти в 6 раз.
На втором месте — транспорт и связь, где прибыль выросла в 2,1 раза. Аналогичный результат демонстрируют операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. Научные исследования и разработки в прошлом году оказались прибыльнее на 72,7%.
Успехи отмечаются и в сфере строительства — прибыль выросла на 53,2%. В электроэнергетике и ЖКХ — на 52,5%, в торговле — на 51,6%, в сельском хозяйстве — на 45,3%.
Тенденция к улучшению финансовых результатов компаний во многом объясняется девальвацией национальной валюты. За последние два года рубль обесценился вдвое, дав стимул экспортерам различной продукции.
Причем, как видно, гораздо лучше дела идут в сфере производства с высокой добавленной стоимостью. А вот результаты добывающих компаний по итогам года оказались менее успешными.
Экспорт различного сырья, в частности нефти и металлов, за последний год находится под давлением мировых цен, которые испытывают затяжное падение. В частности, несмотря на рост объемов экспорта нефти на 10% в 2015 году, доходы снизились на 41,7% по сравнению с 2014 годом.
Кроме растущего экспортного потенциала различной продукции перед обрабатывающими производствами открылись перспективы внутреннего рынка, страдающего от удорожания импорта из-за курсовой разницы. В условиях слабеющего рубля некоторые товары, ввозимые из-за рубежа, не выдерживают конкуренцию с дешевыми российскими аналогами и постепенно начинают замещаться местной продукцией.
Определенные успехи по замещению импорта отмечаются в пищевой промышленности, оказавшейся под давлением санкций. Освободившиеся ниши запрещенных к ввозу импортных продуктов питания начали заполняться товарами российского производства.
За последний год в стране выросло производство сыров. Однако из-за нехватки молока сыровары столкнулись с серьезными ограничениями.
Как отмечал директор ассоциации «Союзмолоко» Артем Белов, производство молока в 2015 году ожидалось на уровне 30,5 млн тонн, что на 8,5 млн меньше потребностей рынка.
Передовиком по замещению импорта оказалась оборонная промышленность. Так, в прошлом году «Объединенная двигателестроительная корпорация» приступила к производству двигателей для вертолетов серии Ми-8/Ми-17, которые ранее производились на Украине.
Замещение импорта украинской продукции началось также в сфере вагоностроения и судостроения. Впрочем, в данном случае главным стимулом для импортозамещения явилось отсутствие альтернатив и угроза безопасности.
А вот амбициозные планы по замещению импортных комплектующих в производстве локомотивов, похоже, не оправдали надежд. В недавнем пресс-релизе Счетной палаты Российской Федерации отмечается, что доля импортных комплектующих в российских локомотивах по-прежнему остается крайне высокой.
По некоторым сериям локомотивов она достигает 60–80% стоимости. Аудиторы Счетной палаты также отмечают низкое качество техники: «Несмотря на наличие на заводах-изготовителях приемщиков продукции от ОАО „РЖД“, контролирующих процесс производства, в 2015 году по закупленным локомотивам было оформлено 467 рекламаций по причине неисправности отдельных деталей и узлов».
Собственно, вопрос качества российских аналогов, приходящих на смену дорожающему и запрещенному импорту, — является одной из главных мишеней для критики импортозамещения. Скептики полагают, что заместить импорт в таких сферах, как машиностроение или, например, фармацевтика и производство медицинского оборудования, — не получится без потери качества, а значит, едва ли целесообразно и, возможно, даже опасно.
В общем и целом говорить о каких-либо серьезных успехах импортозамещения пока не приходится. Процесс носит несистемный характер и пока имеет существенные ограничения. Но тем не менее процесс все же запущен.
К такому выводу пришли эксперты Института экономической политики им. Е.Т.
Гайдара, проводившие опросы предприятий на данную тему: ни шатко ни валко, но замещение идет — резюмируют представители института.
Понятно, что собственное производство широкой номенклатуры товаров — тема долгоиграющая. Например, Китаю для трансформации из импортозависимой аграрной страны в крупнейшую производящую экономику мира потребовалось несколько десятилетий.
Однако стоит отметить, что текущая политическая и экономическая обстановка вокруг России диктует острую необходимость углубления процессов импортозамещения, вопреки всем противоречиям и трудностям. Как уже отмечалось, вынуждают двигаться в этом направлении как антироссийские санкции, поддерживаемые Западом уже более полутора лет, так и общемировые кризисные явления.
При этом вполне логично, что сферам, которые в текущих условиях начали динамично расти, необходима помощь. Ведь макроэкономических эффектов, спровоцированных текущей внешней обстановкой, совсем недостаточно для того, чтобы полноценно переключиться с производства сырья на производство высокотехнологичной продукции.
Текущим моментом следует воспользоваться как отличной возможностью для переориентации экономики с сырьевой ренты на ренту технологическую. Для этого нужен широкий арсенал мер — от совершенствования денежно-кредитной политики, до прямого финансирования перспективных проектов в сфере обработки.
В частности, этим целям хорошо мог бы послужить антикризисный план правительства, где наконец-то уделено хоть какое-то внимание сфере машиностроения.
Было бы глупо упустить возможности по преодолению сырьевой зависимости, которые сегодня открываются перед экономикой. Тем более, что перспективы сырьевого экспорта совсем не радужные.
И дело не только в мировом кризисе и геополитике. Согласно последним данным Минэнерго России, добыча нефти к 2035 году может рухнуть почти вдвое.
Об этом ведомство сообщает в недавно разработанной генеральной схеме развития нефтяной отрасли на ближайшие 20 лет. В документе отмечается, что в ближайшие десятилетия спрос на российскую нефть будет неизбежно снижаться.
Стало быть, время для изменения структуры отечественной экономики с различных позиций более чем подходящее.
Дмитрий Заворотный, экономический обозреватель «NOVOSTI-DNY.Ru»
Городская экономика: муниципальные бюджеты и полномочия, монополия в ЖКХ, итоги ликсутовщины
Также можно почитать…
-
Экономический кризис в китае приведет к политическому в россии — «экономика»
-
Тенденции экономического года вселяют еаэс умеренный оптимизм — экономист — «экономика»
-
Всемирный экономический форум в давосе — плохое начало года — «экономика»
-
Таджикистан: на фоне разрастания экономического кризиса ширится бедность — «экономика»