История ботаники (ненаучная)
Как и всякая другая наука, ботаника родилась из хозяйственной деятельности человека. Еще первобытный человек, собиратель кореньев и плодов, сталкивался с растениями, наблюдал их и использовал как питательный материал.
С развитием человека и человеческого общества знания об окружающем мире возрастали. Человек научился культивировать растения. В рабовладельческом обществе древнего Египта, Греции и особенно Рима искусство возделывать культурные растения достигло высокого уровня.
Древние народы знали о существовании полов у растений и использовали это на практике для опыления финиковой пальмы, имеющей мужские и женские экземпляры. В древнем Риме прекрасно выращивали многочисленные сорта винограда и других плодовых культур, широко использовали прививку как способ культуры ценных сортов плодовых растений.
В древней Греции были сделаны первые попытки систематизации фактов и представлений о растительном мире. Аристотель и особенно его ученик Теофраст интересовались растениями, написав о них специальные книги, к сожалению, дошедшие до нашего времени в очень отрывочном виде.
Эпоха средних веков, когда сформировалось и господствовало феодальное общество, не принесла особенно значительных успехов биологии вообще и ботанике в частности. Однако на грани средних веков и нового времени, когда феодальные отношения начали сменяться буржуазными, вместе с ростом производительных сил начался и рост науки о природе и, в частности, науки о растении.
Этому способствовало и изобретение специальных приборов, например микроскопа (XVII в.), позволившего выяснить скрытое ранее от взгляда человека внутреннее строение растения. В XVII и XVIII вв. накопился значительный материал о жизни, строении и разнообразии растений.
Если древний человек знал несколько сот растений, то в XVII в. их уже знали примерно до двадцати тысяч, а в настоящее время одних цветковых растений известно свыше двухсот тысяч различных видов. Уже в XVIII в. ученые не ограничиваются описанием растения, а начинают ставить специальные опыты, чтобы выведать у растения, как оно питается, растет и размножается.
Экспериментальному направлению ботаники способствовали огромные успехи сопредельных наук — физики и химии — XVII и XVIII вв., позволившие ставить и решать вопросы, до того времени совершенно недоступные эксперименту. К началу XIX в. ученые уже в основных чертах представляли процесс фотосинтеза (образование органических веществ на свету в зеленом листе), дыхания, расходования воды, а к 40-м годам XIX в. — и минерального питания растения.