Искусство высокого возрождения
В конце XV — в первой трети XVI вв. наблюдался невиданный взлет литературы, живописи, архитектуры, благодаря чему этот период получил название Высокого Возрождения. Он дал миру новый тип творческого человека — личность, одаренную многочисленными талантами, сильную духом, оригинального мыслителя и творца.
Потомки не случайно сравнивали этих людей с древнегреческими титанами, не побоявшимися вступить в соперничество с самими олимпийскими богами.
В истории человечества нелегко отыскать еще одну настолько гениальную личность, как Леонардо да Винчи (14521519). Леонардо обладал хорошим характером, был удивительно красивым и сильным — мог голыми руками сгибать подковы и превосходил всех в фехтовании и плавании.
Его интересы не знали пределов. Он оставил 14 томов рукописей, на страницах которых сохранились рисунки множества изобретений: проекты подводной лодки, вертолета, парашюта, разводных мостов, пулемета, танка, плавильных печей, автоматического ткацкого станка и другие.
Все они значительно опередили свое время.
Леонардо родился в небольшом городке Винчи неподалеку от Флоренции. Заметив явную способность мальчика к рисованию, отец отдал его учиться к флорентийскому художнику Андреа Верроккьо.
Спустя шесть лет учитель поручил Леонардо написать на своей картине ангела. Рассказывали, что, увидев фигуру, изображенную Леонардо, учитель понял, что ученик превзошел его, и с того времени не брал кисть в руки.
Леонардо не получил университетского образования, однако это не помешало ему стать подлинным образцом всесторонне развитого человека. Он увлекался математикой, физикой, анатомией и ботаникой, был конструктором, поэтом, музыкантом и мыслителем, а свои энциклопедические знания получил благодаря неудержимой любознательности и огромному трудолюбию.
Первоочередное значение Леонардо придавал опыту, считая его главным источником знаний о человеке и мире.
Главным из всех занятий для Леонардо всегда оставалась живопись. Одно из наилучших произведений художника — фреска «Тайная вечеря», написанная на библейский сюжет в одном из миланских монастырей.
Христос прощается со своими учениками, он знает о предательстве Иуды и о своих будущих муках. Изображен драматический момент трапезы, когда Христос произнес роковые слова: «Один из вас предаст меня».
Они вызывают у апостолов бурные чувства — отчаяние, испуг, удивление, гнев. Некоторые возмущенно вскакивают с места.
Чтобы не создавать впечатления толчеи, художник объединил персонажи в четыре группы по три фигуры в каждой и разместил их слева и справа от Христа. Леонардо отказался от традиционного изображения Иуды с противоположной стороны стола, но предателя легко узнать: он откинулся назад, судорожно сжимая в руке кошель с платой за предательство.
Леонардо создал ряд замечательных портретов, наиболее прославленными из которых являются изображения Чичилии Галерани («Дама с горностаем») и Моны Лизы («Джоконда»). На этих картинах художник умело передал сияние глаз, загадочную улыбку и характер своих персонажей.
Выдающимся представителем Высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475-1564) — автор непревзойденных произведений скульптуры, живописи, архитектуры и поэзии. Учась во Флоренции при дворе Лоренцо Медичи, он открыл для себя красоту античного искусства и получил возможность общаться с известными гуманистами.
В двадцатилетием возрасте Микеланджело посетил Рим и создал там одну из своих самых знаменитых скульптур — «Пьету» («Оплакивание Христа»).
Скульптура вызывала восторг у римлян, но никто из них не знал Микеланджело. Знатоки спорили, кто же автор этого прекрасного произведения, и называли имена известнейших римских скульпторов.
Тогда Микеланджело ночью пришел в церковь, где была выставлена «Пьета», и высек на ней гордую надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец, выполнил».
Так к Микеланджело пришла слава. Вернувшись во Флоренцию, он сделал колоссальную (5,5 м высотой) мраморную статую Давида — молодого пастуха, который, по библейской легенде, победил великана Голиафа.
Ранее скульпторы воспринимали победу юного Давида над грубой силой как результат божественной помощи и поэтому изображали его небольшим и слабым. Микеланджело создал совсем иного Давида — сильного атлета, чья победа является его собственной заслугой.
У Микеланджело Давид воплощает безграничное могущество человека.
Микеланджело считал себя только скульптором, но это не помешало ему, подлинному титану Возрождения, быть великим художником и архитектором. Его главная живописная работа — роспись плафона (потолка) Сикстинской капеллы в Риме.
Здесь ярко проявился характер художественного дара Микеланджело: его привлекали не тихие и спокойные сюжеты, а бунтующие и героические образы.
За четыре года Микеланджело один расписал потолок площадью около 600 квадратных метров! В 300 фигурах он изобразил историю человечества — от первых дней Творения до Всемирного потопа.
Микеланджело работал без помощников, в очень сложных условиях: при плохом освещении, лежа на спине на специально изготовленном помосте. Это был настоящий подвиг.
Роспись заказал Папа Юлий II, который постоянно хотел все видеть и очень мешал художнику работать. Наконец, во время очередного визита надоедливого Папы, разгневанный Микеланджело сбросил на него доски из своего помоста.
С тех пор художник обрел покой.
Подлинными шедеврами стали возведенные Микеланджело гробницы Папы Юлия II в Риме и семейства Медичи в Флоренции. Гений великого художника воплотился в соборе Святого Петра в Риме.
Он завершил это строение, начатое другим архитектором, и увенчал его грандиозным куполом, изнутри кажущимся легким и пронизанным светом. Купол Микеланджело возвышается над Вечным городом как достойный памятник его творцу.
XVI в. Из воспоминаний друга Микеланджело, Антонио Кандиви. Расписывая Сикстинскую капеллу, Микеланджело настолько приучил свои глаза смотреть вверх на своды, что потом, когда работа была закончена и он начал держать голову прямо, почти ничего не видел, и когда ему приходилось читать письма и бумаги, он должен был держать их высоко над головой.
Понемногу он опять начал привыкать читать, глядя прямо перед собой или вниз. Это обстоятельство показывает, с какой… старательностью Микеланджело работал.
Светлым гением Возрождения называют Рафаэля Санти (1483-1520). Его творчество — это образец возвышенной красоты, совершенства и гармонии.
Сын художника из города Урбино, Рафаэль с детства жил в атмосфере живописи. Внешняя красота, доброта и нежность характера сочетались в нем с огромным трудолюбием.
Любимым образом мастера была Мадонна — воплощение материнской преданности и любви. Вершиной творчества стала «Сикстинская Мадонна» — изображение прекрасной молодой женщины с младенцем на руках.
Исполненная скорби Мария предчувствует трагическую судьбу своего ребенка и все же несет людям сына как искупительную жертву.
Талант Рафаэля проявился рано, и Папа пригласил его расписать парадные залы (станцы) Ватиканского дворца. Одна из фресок этой серии, на которой изображены древнегреческие философы и ученые, получила название «Афинская школа».
Некоторым из персонажей Рафаэль придал черты своих знаменитых современников: величественный Платон — это Леонардо, глубоко задумавшийся Гераклит — Микеланджело, а один из учеников — сам Рафаэль.
Рафаэль прожил всего тридцать семь лет, но успел сделать так много и оставил такие непревзойденные шедевры, что его самого называют Божественным, а период, когда он жил и работал, — эпохой Рафаэля.