Идеи социализма в странах «третьего мира» во второй половине xx века
Серьёзное влияние на процессы, происходившие в развивающихся странах после Второй мировой войны, оказывали идеи социализма. Стремление людей постколониальных стран к социальной справедливости объяснялось сохранением бедности и нищеты, прочными традициями общинной жизни, а также тем, что их вдохновлял пример Советского Союза, пропагандировавшего собственные достижения в различных сферах.
В 1949 г. в Китае к власти пришли коммунисты, победившие в гражданской войне сторонников Гоминьдана (остатки их разбитой армии переправились на остров Тайвань). Лидер компартии Мао Цзэдун сформировал режим личной власти.
Началась эпоха социальных и экономических экспериментов, жертвами которых стали миллионы китайцев. После неудач политики «большого скачка» — попытки форсированной индустриализации — Мао начал «культурную революцию».
В ходе её «великий кормчий» расправился с реальными и мнимыми оппозиционерами; массовым репрессиям подверглись партийные кадры и представители образованной части общества.
После смерти Мао в 1976 г. руководство компартии, постепенно пересмотрев свою политику, дало мощный стимул экономическому развитию страны на основе привлечения западного капитала, использования новейших технологий и рыночных механизмов. Идеологом нового курса стал Дэн Сяопин.
В 1980 — 1990-х гг. Китай превратился в промышленного гиганта мирового масштаба. Однако рыночные реформы не отразились на политической системе страны. Деятельность сторонников демократических преобразований пресекалась властями.
В этом отношении характерны кровавые события 1989 г. на пекинской площади Тяньаньмынь, в ходе которых войска подавили выступление студентов.
Во Вьетнаме, несмотря на сохранение власти коммунистов, были проведены рыночные преобразования, стимулировавшие развитие экономики. Единственным азиатским государством, в котором до настоящего времени сохраняется модель «казарменного социализма», является Северная Корея (КНДР).
В некоторых мусульманских странах социализм переплетался с религией. Их лидеры обращались к принципам «первоначального ислама» — идеям справедливости и равенства.
Так, лидер ливийской революции Муаммар Каддафи, называвший себя социалистом, утвердил Коран в качестве конституции Ливии. Левые идеологи в развивающихся странах часто говорили о «национальном социализме», учитывая специфику той или иной страны.
Они предлагали особый, «третий путь» развития — между советским «реальным социализмом» и западным капитализмом. Под флагом национального социализма происходили революции и перевороты в Ираке, Сирии, Южном Йемене, Алжире, Эфиопии и других странах.
Их лидеры заявляли о проведении социалистических преобразований в надежде получить экономическую, финансовую и военную помощь от СССР. Однако по мере нарастания кризисных явлений в Советском Союзе страны «социалистической ориентации» (Ангола, Мозамбик, Сомали, Эфиопия и др.) меняли свой курс, ориентируясь на помощь Запада.
В этой связи характерна политическая эволюция Египта — крупнейшего арабского государства. В 1952 г. революционная организация «Свободные офицеры» во главе с Гамаль Абдель Насером совершила государственный переворот.
Новое правительство провозгласило своей целью построение социализма. Несмотря на упорное сопротивление западных стран и Израиля, вылившееся в 1956 г. в вооружённый конфликт, оно национализировало Суэцкий канал. Вскоре в руки государства перешли крупные предприятия.
Установились тесные политические и военные связи с СССР.
Однако поражение Египта в арабо-израильской войне 1967 г. и кончина Г. А. Насера изменили ситуацию. После новой неудачи в войне с Израилем в 1973 г. президент Анвар Садат взял курс на свёртывание отношений с Советским Союзом, денационализировал неэффективно работавший государственный сектор экономики.
Он пошёл на сближение с США и при их посредничестве подписал в 1979 г. мирный договор с Израилем. Садат погиб в 1981 г. от рук мусульманского убийцы-фанатика, но прозападный курс Египта при новом президенте Хосни Мубараке не претерпел изменений.