Героический эпос и рыцарская литература
В Средние века огромной популярностью пользовались «Жития святых», описывавшие жизнь и религиозные подвиги Бенедикта Нурсийского, Франциска Ассизского и других христианских святых.
Люди Средневековья любили также читать и слушать произведения героического эпоса. Это были повествования о битвах и героях, сказочных принцессах и ужасных чудовищах.
Например, в известной поэме «Песнь о Роланде» рассказывалось о мужественном графе и его доблестном отряде, который прикрывал отступление армии Карла Великого из Испании. Весь отряд гибнет в неравном бою с мусульманами, но не сдается и не просит пощады.
В живых остается лишь Роланд, совершивший невероятные подвиги.
Своим грозным мечом Дюрандаль он истребил толпы неверных. Весь израненный, граф трубит в рог, призывая на помощь своего короля.
Но войска сеньора уже слишком далеко. Смертельно раненый Роланд пытается разбить свой верный меч о камни, чтобы он не достался врагу, но славный меч в его руке лишь крошит гранит:
Почуял граф, что смерть его настигла,Стал на ноги, собрал остаток силы,Идет, хотя в лице и ни кровинки.Пред темной глыбой он остановился.По ней ударил десять раз сердито.О камень меч звенит, но не щербитсяГраф молвит: «Богоматерь, помоги мне,Пора нам, Дюрандаль, с тобой проститься.С тобой мы многих недругов побили,С тобой большие земли покорили.Владеть тобой не должен враг трусливый…»Почуял граф — приходит смерть к нему,Холодный пот струится по челу.Идет он под тенистую сосну,Ложится на зеленую траву.Свой меч и рог кладет себе на грудь.К Испании лицо он повернул,Чтоб было видно Карлу-королю,Когда он снова с войском будет тут.Что граф погиб, но победил в бою.
Затаив дыхание, слушали люди повесть о храбром и благородном рыцаре. Роланд стал образцом верности и чести для многих поколений средневековых рыцарей.
В XII веке появились первые рыцарские романы. Самый знаменитый из них — «Повесть о Тристане и Изольде». Тристан — доблестный рыцарь «без страха и упрека», преданный вассал своего короля, влюбился в его невесту — красавицу Изольду.
И она полюбила прекрасного рыцаря. Но Тристан не мог нарушить клятвы верности королю и решил удалиться за море. Там он был смертельно ранен.
Перед смертью Тристан посылает за Изольдой, мечтая увидеть ее в последний раз. Чтобы издалека узнать ее корабль, он попросил поднять на нем белые паруса. Изольда отправилась в путь.
Всю дорогу простояла она на носу корабля, всматриваясь в туманную даль. Уже была близка минута долгожданной встречи влюбленных.
Однако одна коварная дама из ревности сказала Тристану, что паруса на приближающемся корабле черные. Посчитав, что любимой на корабле нет, он умирает от горя.
Изольда, стремительно сбежав с корабля на берег, видит бездыханное тело возлюбленного и замертво падает рядом.
В рыцарских романах отразилась извечная мечта человека о высокой и преданной любви, для которой не существует преград и расстояний. Но при этом романы воспевали верность сеньору как символ высшей доблести для рыцаря.
Существовал и еще один, очень популярный в Средние века литературный жанр — городской роман. Самое известное произведение этого жанра — «Роман о Лисе».
В нем под видом животных были представлены типичные представители средневекового общества. Крупный сеньор — Медведь, злой и алчный феодал — Волк, умный и находчивый горожанин — Лис. Лис хитер и изворотлив.
В борьбе с Волком он всегда выходит победителем. Роман читали не только горожане, но и представители всех сословий.
Городской роман воспитывал чувство человеческого достоинства и осуждал привычку ломать шапку перед знатью.
Средневековая европейская культура была тесно связана с христианской религией. Она воспитывала у верующих отказ от всего земного, телесного, и внушала им, что земная жизнь — лишь подготовка к жизни небесной.
В то же время уже появляются литературные произведения, которые воспитывали у человека чувство собственного достоинства.