Газпром хочет узнать мысли поляков — «экономика»
Российские компании ищут возможность прощупать общественное мнение в Польше. Помимо обычного пиара, они делают вещи, которые настораживают.
Продвижением пресс-релизов Газпрома на польском языке занимается компания Media Metropolis, которая рассылает сообщения журналистам и другим людям из своего списка. В них входят переведенные на польский высказывания представителей концерна, на которые потом иногда ссылаются польские СМИ.
Бывает, они сами связываются с Media Metropolis, чтобы получить официальный комментарий петербургской газовой компании. Рассылка релизов или ответы на вопросы журналистов — это законная и совершенно приемлемая деятельность по созданию и распространению информации.
Возможно, в ней есть элементы пропаганды, однако это часть «конвенциональной» информационной политики. Польские фирмы тоже приукрашивают реальность, защищая свои котировки.
Общественность могла слышать о Media Metropolis как минимум с 2012 года, когда о контактах с этим агентством сообщала Gazeta Wyborcza. Ничего нового.
Однако тема вновь всплыла на поверхность. О существовании Media Metropolis напомнил в социальных сетях экономический журналист Петр Мачёнжек (Piotr Maciazek).
И, возможно, это подходящий повод рассказать о важных фактах.
Как заставить Газпром стать цивилизованным
УНИАН05.02.2016Газпром рухнул в рейтинге мировых компаний
Deutsche Welle02.02.2016Турция — проблемная зона Газпрома
Handelsblatt27.11.20153:0 в пользу Газпрома
Polityka01.11.2015«Концерн царя»: падение гиганта
Der Spiegel28.10.2015Газпром поворачивается к Европе
Ceska Pozice10.10.2015Польша в сети Газпрома
Wprost08.10.2015Газпром хочет снова быть в игре
Frankfurter Allgemeine Zeitung02.10.2015Новостью может выглядеть то, что агентство изучает мнения польских экспертов на тему ключевых проектов, которые угрожают российским интересам, например, Энергетического союза. Это инициатива 2014 года, которую выдвинул экс-премьер Дональд Туск (Donald Tusk), когда в качестве реакции на риск прекращения поставок газа из России через территорию Украины в ЕС он предложил создать механизмы, позволяющие укрепить сотрудничество европейских стран для обеспечения безопасности поставок и уменьшения зависимости от российских энергоресурсов.
Media Metropolis обратилось ко мне с вопросом, что я думаю о газовом пакете, то есть предложении Европейской Комиссии о повышении прозрачности газовых договоров, о ее подключении к переговорам с поставщиками (такими, как Газпром), о региональных кризисных планах и других идеях, которые бы в целом осложнили российской компании деятельность в Европе. Они призваны ограничить масштаб патологических явлений, которые были выявлены в ходе антимонопольного расследования Еврокомиссии в отношении Газпрома: навязывания несправедливых цен, разделения рынков и незаконного приобретения контроля над газовой инфраструктурой.
Обращаясь к комментатору, PR-агентство внезапно переориентируется с режима передачи на режим приема, чтобы добыть сведения, которые попадут к неизвестному получателю. Единственный ответ, который мне удалось получить, когда я спросил прямо, почему расспрашивают именно меня, это заверение, что «информация предназначается для внутреннего использования».
Хотя в портфолио Media Metropolis Газпром отсутствует, представитель агентства сообщил в переписке со мной, что он собирает комментарии по поручению компании Ketchum. Эта организация, по данным Politico от января 2015 года, в 2006-2014 годах получила от Газпрома 60 миллионов долларов.
Как мне известно, на нее в Польше работает также компания United PR. Любопытными примерами мягкого пиара российских фирм в нашей стране служат ознакомительная поездка в Россию, организованная группой «Акрон», или оплаченные приглашения на конференцию «АТОМЭКСПО-2014», которую спустя несколько месяцев после аннексии Крыма Россией устроил «Росатом».
Поляки по-разному отреагировали на эти предложения. Я, со своей стороны, скажу, что «Акрон» меня не приглашал, а на конференцию «Росатома» ехать мне не хотелось.
Неофициальную передачу информации компании Ketchum я счел не совсем приемлемой и отослал агентство к своим статьям, в которых я, ничего не скрывая, представляю свое мнение на тему Энергетического союза и газового пакета. Media Metropolis, к которому у меня были вопросы, отозвало свою просьбу.
Мне сообщили, что необходимую информацию удалось получить от «других людей», разумеется, без уточнений, от кого именно. Неизвестно, какая за этим кроется цель, и каковы будут последствия опроса, проводимого агентством, которое занимается сбором данных для Газпрома в Польше.
Похоже на то, что россияне хотят лучше узнать, что думают занимающиеся этой проблематикой поляки о ключевом проекте, который угрожает интересам Газпрома в Европе. Вопрос: не следует ли заинтересоваться этим делом нашим спецслужбам?