Фреска джотто «избиение младенцев» и картина п. брейгеля «избиение младенцев в вифлееме» (описание)
Ужасную трагедию видим мы на фреске Джотто «Избиение младенцев», находящейся в церкви Капелла дель Арена в Падуе. Как страшны лица воинов, пытающихся силой отнять у матерей их детей. А количество маленьких трупов продолжает расти.
Убитые горем матери пытаются спасти своих детей. Мы будто слышим их крик, раздирающий душу и сердце. Но солдаты безжалостны, им чужды человеческие чувства. Группа женщин, стоящих у здания, с мольбой взывает к Ироду.
Но тщетно. Спокойно и равнодушно взирает он с балкона дворца на это кровавое злодейство.
Решительным жестом один из воинов направляет шпагу в младенца на руках одной из матерей. За его спиной фигура палача в капюшоне, сквозь который можно разглядеть ужасающе свирепую личину убийцы.
Ещё более мрачно представлен этот сюжет в картине нидерландского художника Питера Брейгеля «Избиение младенцев в Вифлееме». Никогда ещё в мировой живописи события евангельской истории не получали такой прямой и смелой оценки.
Художник прибегнул к библейскому сюжету об избиении младенцев не случайно. Его многострадальный народ уже много лет находился под властью и гнётом Испании. Сколько мучений и унижений он претерпел!
Библейская легенда о жестоком царе Ироде помогла автору добиться высоких художественных обобщений, выразить своё сочувствие погибшим, обездоленным и гонимым.
Зимний день. Северная нидерландская деревня, в которую ворвались грозные всадники, учинившие жестокую расправу над мирным населением. На всадниках — красные мундиры. (Именно такую одежду носили кавалеристы на испанской службе.) Всюду царит страх.
Люди беззащитны и беспомощны, они мечутся по площади, пытаясь спасти своих детей. Но, окружённые всадниками, оказываются в ловушке.
Вырваться из неё никак нельзя, запереться и спрятаться в домах — невозможно. Закрытые двери выбивают тараном. Лишь одной женщине удалось выбраться из ужасного рокового кольца. Но не надолго.
Всадник уже пришпорил коня и устремился за ней в погоню. Прорванный круг будет замкнут. А вот крестьянин, которого заставили выбивать дверь в соседнем доме, где укрылись односельчане с детьми. Покорно выполняет он этот страшный приказ.
В глубине, подобно заграждению, застыли закованные в латы всадники с грозно торчащими копьями.
Эта жуткая картина разворачивается на фоне тускло-зелёного неба, на котором нет ни единого облачка. Странный, неподвижный воздух, на заднем плане пустынная улица, утоптанный лошадиными копытами снег… — поразительные детали, придающие изображению особую достоверность и убедительность.
Да, перед нами вселенская трагедия, пронизанная гневом и отчаянием художника. Картина написана так страстно и смело, что и через четыре века мы в ужасе содрогаемся от увиденного.