Франция в 16 веке
На рубеже XV-XVI вв. страны Западной Европы вступили в новый этап своего развития. В них происходило формирование абсолютизма — такой формы государственной власти, когда личное правление государя становится практически неограниченным.
Наиболее завершенную форму абсолютизм приобрел во Франции.
В XVI в. Франция вступила сильным объединенным государством. Ее население составляло более 15 млн человек, причем 300 тыс. проживало в столичном Париже — одном из крупнейших городов Западной Европы.
Объединив страну территориально, королевская власть стремилась достичь политической централизации — охватить свои владения единой системой управления, а всех подданных подчинить монарху.
Заметное укрепление королевской власти связано с именем одаренного, образованного и энергичного монарха Франциска I (1515-1547). Он никогда не созывал Генеральных штатов и в проведении государственной политики опирался на Королевский совет, который держал под неусыпным контролем.
Самые важные дела монарх решал в узком кругу приближенных лиц и первый ввел в свои приказы фразу: «Такова моя добрая воля». Французы любили Франциска I, потому что он соответствовал всем традиционным представлениям о короле: был настоящим рыцарем, способным военачальником и отважным героем.
В правление Франциска I в живописных пригородах Парижа и на берегах Луары поднялись прекрасные просторные замки. Королевские резиденции Шамбор и Фонтенбло, построенные в новом ренессансном стиле с роскошными парками и садами, воплощали величие и мощь монаршей власти.
Трон окружали потомки знатных семейств и родственники правящей династии — принцы и герцоги, которые преобладали в Королевском совете, управляли провинциями, командовали войском и флотом. В столицу отправлялось также среднее и мелкое дворянство — «дворянство шпаги».
Его привилегией оставалась военная служба, несение которой освобождало от налогов.
Но подлинной опорой короля был многочисленный бюрократический аппарат. Нигде в Европе он не рос так стремительно, как во Франции. В награду за верную и усердную службу часть чиновников получила дворянское звание. Так возникло «дворянство мантии».
В самом его названии крылся намек на то, что в прошлом эти люди носили мантию, то есть работали юристами или секретарями. «Старое» родовитое дворянство относилось к выходцам из «неблагородных» сословий с презрением, но было вынуждено считаться с их влиянием и важной ролью в государственных делах.
Франциск I решительно вмешался в политику церкви и добился от Ватикана передачи ему права назначать епископов. Король отдавал церковные должности своим приближенным или подолгу оставлял их незанятыми, а все доходы от них присваивал.
Так французская церковь оказалась под контролем короля, что также способствовало усилению королевской власти.
Сын Франциска I, Генрих II (1547-1559), вслед за отцом отказался от созыва Генеральных штатов. Он стал первым французским королем, к которому уже начали обращаться «Ваше Величество».
Ранее такой чести удостаивались только императоры.
Укрепление абсолютистской власти французских монархов сопровождалось активизацией внешней политики. Окруженная со всех сторон владениями Габсбургов, Франция стремилась вырваться из этих тисков и присоединить к своим территориям Северную Италию. В течение 1494-1559 гг.
Франция вела Итальянские войны, которые обеспечивали постоянное занятие и основной источник прибыли не одному поколению «дворянства шпаги», но в итоге закончились для Франции неудачно. Разочарованные итогами войны тысячи дворян вернулись в свои убогие замки, сосредоточенные в основном на юге страны.
Их недовольство могло прорваться в любое мгновение.
В первой половине XVI в. во Францию активно проникали реформационные идеи, главным образом из соседней Швейцарии. Наибольшую популярность приобрел кальвинизм. Французских кальвинистов называли гугенотами (от искаженного нем. «айдгеноссе» — соратник).
Ими становились преимущественно горожане — от зажиточных бюргеров до мелких ремесленников и торговцев. Кальвинистскую веру исповедовали также крестьяне и дворяне, оставшиеся без дела после окончания Итальянских войн.
Напряженная ситуация сложилась на непокорном юге. Признанными вождями местной оппозиции стали представители побочной линии правящей династии — король Наварры Антуан Бурбон с сыном Генрихом.
Окончание Итальянских войн совпало с изменениями на французском престоле. На рыцарском турнире умер Генрих II.
Трон от короля-воина перешел к его старшему сыну — болезненному 15-летнему Франциску II. Фактически власть очутилась в руках трех братьев — герцогов Гизов, которые пользовались безграничным влиянием при дворе и считали себя защитниками «истинной» католической веры.
В 1560 г. Франциск II неожиданно умер. Его младший брат — король Карл IX (1560-1574) и королева-мать Екатерина Медичи пытались придерживаться политики веротерпимости. Гугенотам позволялось проводить богослужение, правда, только вне городских стен.
Это не могло удовлетворить гугенотов, ведь среди них преобладали горожане. Вместе с тем уступка вызвала возмущение католиков.
В такой атмосфере общего недовольства разыгрались трагические события в городке Васси в провинции Шампань. Франсуа Гиз с небольшим отрядом учинил резню мирных гугенотов, собравшихся для общей молитвы внутри города.
В ответ протестанты безжалостно расправлялись с католиками. Начались религиозные войны (1562-1598), которые называют также гражданскими, поскольку в их огне брат шел на брата, а сын — на отца.
Страна погрузилась в тьму насилия.
Ради общего примирения было решено заключить брак между сестрой короля Маргаритой Валуа и вождем гугенотов Генрихом Бурбоном. Для участия в праздновании свадьбы в Париж съехались сотни дворян-гугенотов.
Они и представить не могли, что после нескольких дней пышных торжеств их ждет организованная Гизами жесткая расправа. В ночь на 24 августа в 1572 г., в праздник Св. Варфоломея, с колоколен всех парижских церквей зазвучал набат — сигнал к действию.
Началось дикое и безжалостное уничтожение невооруженных гугенотов, дома которых загодя пометили белыми крестами. Несчастных застигали врасплох и убивали прямо в кроватях. Резня продолжалась несколько дней и перебросилась в провинции.
Всего погибло около 30 тыс. человек, среди них один из лидеров гугенотов — отважный адмирал Колиньи.
В самый разгар религиозных войн новым королем Франции стал Генрих III. Его противостояние с Гизами, чрезвычайно популярными в Париже, вызвало шквал возмущения. Генрих III бежал из столицы и организовал убийство Генриха Гиза и его брата кардинала.
В столице вспыхнуло восстание. После смерти короля от руки фанатичного монаха-доминиканца законным наследником престола стал Генрих Бурбон.
Он предпринял блестящий политический шаг: заявил, что «Париж стоит мессы», и принял католичество. Не встретив сопротивления, он вошел в столицу и стал королем Франции под именем Генриха IV (1589-1610).
На французском троне утвердилась династия Бурбонов.
После шестилетнего безвластия престол оказался в крепких руках умного и осторожного правителя. Генрих IV сразу же издал Нантский эдикт, по которому католическая вера была признана официальной, а католическому духовенству вернули все его прежние права и имущество.
Гугенотам разрешили проводить богослужение по всей стране, за исключением Парижа и некоторых крупных городов, а также позволили наравне с католиками занимать государственные должности. Чтобы гарантировать выполнение этих условий, король передал гугенотам около двухсот крепостей и замков, в том числе Ла-Рошель — порт на западном побережье Франции.
Пойдя на уступки гугенотам, Генрих IV дал стране передышку и остановил ее разорение. Стремясь возродить Францию, король и его первый министр Сюлли последовательно проводили протекционизм — политику, направленную на поддержку национального производства и торговли.
Они поощряли развитие мануфактур по изготовлению шелка, полотна, гобеленов, фаянсовых изделий, обоев. Генрих IV снизил налоги и этим улучшил положение крестьян.
В народной памяти и сегодня сохраняется образ «доброго короля Анри», не очень притеснявшего народ, отважного, веселого и жизнелюбивого человека.
Генрих Бурбон, один из лучших полководцев Европы, опытный политик и дальновидный дипломат, сумел изменить судьбу целой страны. Однако в 1610 г. его жизнь оборвал кинжал фанатичного католика.