Духовный мир скифов. золотая пектораль

Тысячу лет скифы постоянно с кем-то воевали: киммерийцами, фракийцами, сарматами, греками, сирийцами… Воин-скиф должен был выпить кровь первого убитого им врага, иначе его не считали скифом и не допускали к торжественной ритуальной трапезе.

Мудрые греки первыми поняли, что стремиться победить воинствующих скифов — напрасный труд. Оценив высокий художественный вкус этого народа, греки решили «приручить» скифов силой… искусства.

И это, наверное, уберегло цветущую Элладу от скифских мечей, кинжалов, боевых топоров.

Соприкоснувшись с древнегреческим искусством, скифы и сами захотели изобразить своих богов так же утонченно и совершенно, как это делали греки.

В 1971 г., исследуя скифское царское погребение в огромном кургане Толстая Могила, археологи во главе с Б. Мозолевским нашли золотые украшения царя царицы-скифянки, останки охранников, слуг, которых похоронили вместе с властителем. Ученые относят это захоронение к IV в. до н. э. и, в частности, ко времени царя Скифии Атея.

Среди находок есть золотая пектораль (нагрудное украшение). Она состоит из трех частей, соединенных полосками растительного орнамента.

Растения словно разделяют жестокие эпизоды из жизни животных и идиллические картины мира людей.

Пектораль (с латин. «пекторситс» — нагрудный) — украшение, которое носили высшие правители: фараоны, римские императоры, скифские правители.

Верхняя часть пекторали изображает бытовые сцены. В центре двое мужчин то ли дошивают, то ли латают одежду — что-то наподобие короткого полушубка.

Справа — кобыла с жеребенком, корова с теленком, овца, коза с козленком, птица, которая взлетает. Привлекает внимание фигура юноши.

Поджав под себя ноги, он доит овцу.

Слева — те же животные с молодым приплодом, а юный скиф затыкает амфору с молоком пучком травы: так сохраняли молоко от быстрого скисания.

В нижней части воспроизведена жестокая борьба травоядных животных с хищниками. Особенно поражает битва коней с грифонами, нападение льва и леопарда на кабана и оленя, погоня псов за зайцем.

Историки связывают изображение на пекторали с новым годом, хотя это и противоречит нашим представлениям о новогодних праздниках и обрядах. Не забываем, что речь идет о глубокой древности.

Новый год начинался тогда не 1 января, а в день весеннего равноденствия — в конце марта, когда все живое дышало весной.

Двое скифов латают не просто полушубок, а «священную одежду» для новогодней церемонии. Вокруг них — цепочка домашних животных с приплодом: телята, жеребята, козлята, которые только что появились на свет, покорный извечному инстинкту, скот даёт приплод на пороге весны.

Об этом замечательном времени года напоминают и молодые упругие листики, стебельки, «усики», цветы в средней части пекторали.

Но почему же в нижней её части изображены хищники?

Что в этой сцене новогоднего, весеннего? Оказывается, что, по представлениям скифов, так весной обновляется и очищается природа: появление молодняка сопровождается уничтожением в животном царстве стариков и слабых животных.

Что же известно об умельце, гениальное произведение которого почти через 2400 лет после создания стало сенсацией? Мы не знаем ни его имени, ни как он жил, молод был или стар… Однако можем кое-что сказать о его творческом лице, мастерстве, происхождении.

Возможно, это был скиф, который досконально знал мифологию, обычаи и обряды своего народа. Мастер выдержал все законы гармонии, поэтому каждая деталь поражает законченностью и созвучна с произведениями греческого искусства, в частности со скульптурными украшениями на фронтонах афинских храмов.

Царские курганы со всеми их богатствами называют священным символом Великой Скифии. Территорию, где жили скифы, греки назвали «Великая Скуфь», или просто «Скифия».

#впоискахзолота Музей исторических драгоценностей Украины. В поисках золота UA!


Также можно почитать…

Читайте также: